Литий из Чили, газ и нефть из России. Как ФРГ зависит от поставок из-за границы. Немцы как известно народ практичный и хорошо знает что такое "2х2". Введенные санкции ударили по экономике Европы бумерангом. В Германии продолжают анализировать чего лишилась промышленность в санкционный период. Результаты удручающие.
СМИ Германии называют время доступа к дешевым сырью и энергоресурсам "свободной мировой торговлей". Именно эти принципы обеспечивали доступ к дешёвым товарам и сырью.
Первые звоночки прозвучали зависимости от поставок из-за рубежа прозвучали уже в ходе пандемии коронавируса. Цепочки поставок нарушались, необходимое сырьё становилось дефицитным. Спецоперация на Украине ещё больше усугубила ситуацию для производителей продукции с маркировкой «Сделано в Германии». Если брать по направлениям промышленности, то картинка получается аховая. Европа в целом и Германия в частности уверенно падают в пропасть.
Автомобилестроение: для производства автомобилей Китай и Россия мировые поставщики лёгких металлов - алюминия и магния; российский концерн #Русал считается крупнейшим в мире поставщиком алюминия. Российская Федерация также является крупным экспортёром драгоценных металлов палладия и платины, необходимых для производства катализаторов.
Незаменимым ресурсом в автомобиле- и двигателестроении является сталь. Как правило, железная руда поступает от различных крупных производителей, таких как Китай, Бразилия, Австралия или Индия. Для специальных сталей с содержанием хрома, титана или никеля зависимость от конкретных поставщиков может быть выше. Например, в России находится один из ведущих производителей никеля – компания #Норникель.
Машиностроение: здесь ассортимент продукции варьируется в диапазоне от сельскохозяйственной техники до вилочных автопогрузчиков и оборудования для пищевой промышленности. Поэтому потребности в исходных продуктах и зависимость от стран-поставщиков сильно различаются. Важным материалом является сталь, которую, однако, многие компании приобретают не напрямую у производителя, а через оптовиков. С началом ВСУ машиностроители Европы сталкиваются с явным дефицитом на рынке.
Химическая/фармацевтическая промышленность: химическая и фармацевтическая промышленность ФРГ потребляет огромное количество газа и нефти: по данным Ассоциации химической промышленности (VCI), ежегодно им необходимо 2,8 млн тонн природного газа в качестве сырья и 99,3 тераватт-часов энергии природного газа для выработки пара и электричества, сообщает агентство DPA. Кроме того, отрасли необходимо более 14 млн тонн неочищенного бензина в качестве сырья. Поэтому опасения по поводу энергетического эмбарго в отношении России очень велики.
«Сейчас кризисные группы и команды на всех предприятиях ежедневно работают над изучением специфической ситуации с энергоснабжением, анализируют различные сценарии сокращения поставок природного газа и готовят подготовительные мероприятия», - говорит директор VCI Вольфганг Гроссе Энтруп.
Ассоциация подчёркивает, что энергетические затраты на производство единицы продукции с 1990 года поневоле сократились вдвое.
Согласно последним данным за 2020 год, наиболее важными странами-импортёрами химической продукции из ФРГ были Нидерланды, Бельгия и Франция. Россия заняла 18-е место с долей в 1,3 процента. Т.е. эти страны ощутят на себе дефицит и высокие цены на продукцию химпрома.
Электротехническая промышленность: Электротехническая и цифровая промышленность ФРГ тесно вовлечены в международную торговлю. В прошлом году экспорт составил 225 млрд евро, импорт - 222 млрд евро, сообщает отраслевое объединение ZVEI. Последняя цифра включает в себя полуфабрикаты на сумму около 80 млрд евро, большая часть которой поступила из ЕС (31 млрд), Азии (24 млрд) и США (5 млрд). Из России, Беларуси и Украины этих продуктов было импортировано на сумму менее 1 млрд евро, поэтому здесь прямые военные потери малозначительны.
Сильная зависимость от полупроводников с азиатских заводов также стала очевидной ещё в ходе коронавирусного кризиса. Ситуация ухудшилась в связи с СВО: в настоящее время более 60 процентов производителей ожидают нового обострения проблем с поставками, в частности, металлов, древесины и химической продукции.
Энергетика: по данным Рабочей группы по энергетическим балансам (Arbeitsgemeinschaft Energiebilanzen), около 71 процента потребностей в энергии в 2021 году удовлетворялось за счёт поставок из-за рубежа. Доля импортируемой нефти составила 98%, природного газа - 95%. Что касается собственных немецких ресурсов, то наиболее важную роль в покрытии энергетических потребностей сыграли возобновляемые источники энергии и бурый уголь.
«Германия в значительной степени зависит от импорта российских энергоносителей», - заявило федеральное министерство экономики в начале апреля.
В 2021 году из России поступило 35% требуемой нефти, 50% каменного угля и 55% природного газа. Из-за войны Германия сейчас стремится стать независимой от поставок российских энергоносителей. В случае каменного угля независимость должна быть достигнута к осени, в случае нефти - к концу 2022 года. Что касается российского природного газа, то министр экономики ФРГ Роберт Хабек надеется, что Германия станет «в значительной степени независимой» к середине 2024 года.
Теперь можно понять реакцию канцлера Германии Олафа Шольца на хамство украинского посла. ФРГ под нажимом США пытается помочь режиму Зеленского, а в ответ слышит публичную хамскую критику в адрес первых лиц государства. На фоне пике экономики есть повод понервничать.