Все знают, что в треугольники лучше не попадать - ни в Бермудский, ни в любовный, ни уж тем более в треугольник Карпмана. Однако одно дело знать, а другое дело - жить. И все же я считаю, что лучше за любовными треугольниками наблюдать со стороны, например, читать о них книги. Чистое удовольствие без потери нервов и чувства вины. Как почитаешь что-нибудь подобное, так сразу думаешь: "Слава богу, что я так скучно живу!"
"Камера обскура", Владимир Набоков, 1933
Первая строка: "Приблизительно в 1925 году размножилось по всему свету милое, забавное существо – существо теперь уже почти забытое, но в свое время, т. е. в течение трех-четырех лет, бывшее вездесущим, – от Аляски до Патагонии, от Маньчжурии до Новой Зеландии, от Лапландии до мыса Доброй Надежды, словом, всюду, куда проникают цветные открытки, – существо, носившее симпатичное имя: Cheepy".
Итак, в пятом по счету романе Набокова целых два любовных треугольника. Первый - искусствовед Бруно, его жена и 16-летняя натурщица Магда, в которую Бруно и влюбился. Их треугольник просуществует недолго, так как это не входит в планы Магды. Она быстро дает понять жене Бруно, что у него есть любовница, жена Бруно уходит от него. Это я так описываю сухо, и кажется, что треугольник этот обычный и скучный, на самом деле - нет. Очень интересно наблюдать как Магда выстраивает свою стратегию по завоеванию богатого любовника, как она практически по нотам разыгрывает свое разоблачение перед его женой, подстраивая его как чистую случайность. Но самое страшное - это наблюдать как из-за слепой страсти к молодому телу взрослый умный мужчина предает жену и дочь, как жестоко он с ними обходится. Поэтому все то, что происходит с Бруно дальше, воспринимаешь как справедливое возмездие, ни капли его не жалко - как говорится, "за что боролся".
Второй любовный треугольник - тот же самый Бруно, его любимая Магда и ее первый любовник карикатурист Роберт. И тут уже Бруно предстает перед нами обманутой жертвой, по сути встает на место своей жены из первого треугольника и на собственной шкуре чувствует каково это, когда тебя предает любимый человек. Магда поступает с ним ничуть не лучше, даже хуже. Она не только предает Бруно, но и всячески унижает его. Этот треугольник не мог распасться также мирно как первый - слишком много всего накопилось между Бруно и Магдой, все закономерно заканчивается трагедией.
В общем, роман полезно почитать всем скучающим мужчинам среднего возраста, задумывающимся завести интрижку на стороне - может и перехочется. А еще там есть целая инструкция, как красиво и элегантно увести женатого мужчину из семьи - ну, вдруг кому надо.
Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят - я все равно бы на нее смотрел.
"Узкая дорога на дальний север", Ричард Флэнаган, 2013
Первая строка: "Сегодня паровой локомотив С-5631 горделиво выставлен в музее, образующем часть неофициального военного мемориала Японии, святилища Ясукуни в Токио".
Страшная книга о Второй мировой войне с не очень известной для русского человека стороны - Азия, Австралия и Океания. Флэнаган рассказывает о судьбе австралийских военнопленных, брошенных на строительство печально известной Дороги смерти. Дороги, забравшей жизни десятков тысяч людей, погибших в нечеловеческих условиях вдали от дома. Однако мне эта книга запомнилась одной из самых пронзительных историй любви - любви настолько невероятной, что даже больше смерти.
Тут тоже два любовных треугольника. Первый выстроился из главного героя - врача и австралийского офицера - Дорриго Эванса, его дяди Кейта и жены дяди Эми. Кейт на много лет старше своей хорошенькой жены, которая вышла за него замуж из-за нужды, чтобы выжить. Когда племянник Кейта молодой офицер Дорриго приезжает в гости к дяде, молодые люди сразу влюбляются друг в друга. Их связь длится несколько месяцев, пока Дорриго не уходит воевать. Эми и Дорриго договариваются быть вместе, когда война закончится. Однако в дом Эми и Кейта попадает бомба.
Второй треугольник длится всю жизнь Дорриго Эванса, который дожил до глубокой старости, женился, завел детей, но не так и не смог забыть свою первую любовь - Эми. Всю жизнь он изменяет жене с множеством женщин, пытаясь найти в них Эми, но женщины не помогают. Так и существует этот треугольник десятки лет - Дорриго, все его женщины, включая жену, и Эми. Казалось бы, уже очень печально и трагично. Что может быть трагичнее и печальнее, чем потерять любовь всей своей жизни? Может, потерять ее дважды?
У человека счастливого нет прошлого, тогда как у несчастливого не остается ничего другого.
"Грозовой перевал", Эмили Бронте, 1847
Первая строка: "Я только что вернулся от своего хозяина – единственного соседа, который будет мне здесь докучать. Место поистине прекрасное! Во всей Англии едва ли я сыскал бы уголок, так идеально удаленный от светской суеты".
Еще одна история про любовь не просто длиною в жизнь, а длиннее смерти. Однажды хозяин поместья привозит домой маленького мальчика-подкидыша, решив воспитать его в своем доме. У него уже есть дети - сын и дочь. Девочку зовут Кэтрин, они с подкидышем Хитклиффом одного возраста, растут вместе в одном доме. Конечно же, Хитклифф безумно влюбляется в Кэтрин. А Кэтрин... конечно, тоже любит Хитклиффа, но все же она дочь хозяина поместья, ей не по статусу выходить замуж за нищего подкидыша. И вот Кэтрин устремляет свой взор на сына хозяина соседнего поместья - Эдгара, который отвечает Кэтрин взаимностью. Так складывается этот вроде бы простой любовный треугольник, но который повлечет за собой множество трагических событий. Не может Хитклифф разлюбить Кэтрин, никак. Даже после ее смерти не отпускает он возлюбленную и продолжает мстить всему свету за свою такую жестокую судьбу.
С современной точки зрения треугольник Кэтрин-Хитклифф-Эдгар вряд ли можно назвать любовным, это типичный треугольник Карпмана, где Эдгар - жертва, Кэтрин - спасатель, а Хитклифф - преследователь. Из всей этой троицы искреннюю симпатию у меня вызвал только Эдгар, а Кэтрин и Хитклиффа, конечно, лечить надо было. Но тем не менее история интересна с точки зрения того, как много бед может вызвать зацикленность на одном человеке, отказ жить собственной жизнью.
— Почему вы его любите, мисс Кэти?
— Вздор! Люблю — вот и все.
— Нет, это не ответ. Вы должны сказать — почему?
— Ну, потому, что он красив и с ним приятно бывать вместе.
— Худо! — заметила я.
— И потому, что он молодой и веселый.
— Куда как худо!
— И потому, что он любит меня.
— Пустое, дело не в этом.
— И он будет богат, и я, разумеется, стану первой дамой в округе. И смогу гордиться, что у меня такой муж.
— Еще хуже!…
"Книга двух путей", Джоди Пиколт, 2020
Первая строка: "В моем календаре очень много умерших людей".
Дон Макдауэлл мечтает стать египтологом и планомерно идет к своей мечте. В Йеле, где Дон собирается писать диссертацию, она встречает Уайетта Армстронга. Молодые люди влюбляются друг в друга на раскопках в Египте, но Дон вынуждена срочно вернуться в Бостон - умирает ее мама. После смерти мамы Дон забросила мечты о научной карьере, ей нужны деньги, чтобы отдать долги и вырастить младшего брата. Она выходит замуж за хорошего порядочного человека, рожает дочь и начинает работать доулой смерти - помогает людям, которым недолго осталось жить на свете, пережить их последние мгновения и уладить все дела. Но прошлое никак не хочет отпускать Дон.
Книга сложно читается из-за того, что автор постоянно перепрыгивает между прошлым, настоящим и будущим, не предупреждая читателя, в каком времени действие сейчас происходит. Приходится только догадываться, а как догадаешься и сложишь кусочки, автор опять делает скачок во времени. Но книга стоит потраченных усилий, потому что несмотря ни на что роман прекрасен. Египетская мифология, вплетенная в современность, раскопки гробниц, запретная любовь, поиски смысла жизни - это о высоком. Но в романе еще куча всяких смыслов поменьше: как сделать выбор между двумя любимыми людьми, построение отношений с дочерью-подростком, работа со смертельно больными людьми.
Пройдет время, а вы все будете ходить и думать о героях, о их жизни, их выборе, представлять себя на их месте, как бы вы поступили и почему. Сразу понимаешь, как это сложно, быть на месте Дон, ее мужа или Уайетта. Это не столько трагический треугольник, сколько сложный в моральном плане, так как все его участники в общем-то неплохие люди, им искренне сочувствуешь. Просто вот так сложилась жизнь, никто не хотел никого обманывать и как теперь разрубить этот гордиев узел - не понятно.
Очень интересно в романе подняты вопросы смерти и смертности. Автор через Дон, доулу смерти, говорит с нами о том, что такое смерть, что чувствует умирающий, что важно в последние минуты жизни, а что не важно совсем, как и о чем говорить с умирающим, чем ему можно помочь, как можно организовать свою жизнь после смерти. Я не припомню больше ни одной такой книги, которая бы в таком сравнительно небольшом объеме, поднимала бы столько сложных тем, проблем, противоречий. Не жалею ни об одной потраченной минуте.
Твое сердце может быть разбито, твои нервы могут быть расшатаны, но при всем при том мусор нужно вовремя выносить. Продукты необходимо покупать. Машину заправлять. И от тебя по-прежнему зависят люди.
"Театр", Сомерсет Моэм, 1937
Первая строка: "Дверь отворилась, Майкл Госселин поднял глаза. В комнату вошла Джулия.
– Это ты? Я тебя не задержу. Всего одну минутку. Только покончу с письмами".
Стареющая актриса Джулия Ламберт все еще звезда на сцене, но ее супружеская жизнь с Майклом уже давно не играет красками. Джулия и Майкл многое прошли вместе, родили сына, основали свой театр, разбогатели и... остались хорошими друзьями, лишь поддерживая видимость крепкой семьи. Когда молодой бухгалтер Томас начинает смотреть на Джулию восторженными и влюбленным глазами, она вспоминает, что она все еще привлекательная женщина и решает позволить себе небольшую интрижку с бедным влюбленным мальчиком. Но так ли этот мальчик наивен, как воображает себе Джулия? И не превратится ли она из позволяющей себя любить в страстно влюбленную в молодого мальчика стареющую даму? Если вы думаете, что знаете ответ, то Моэм вас удивит - Джулия тоже не так проста и сумеет составить достойную конкуренцию коварному Томасу.
Конечно, ни Томас, ни Джулия сочувствия не вызывают, но наблюдать за их игрой - кто кого - очень даже интересно.
Все же лучше знать, что ты дурак, чем быть дураком и не знать этого.