Найти в Дзене
Версии жизни

Фильм «Первый Оскар»

Оглавление

Фильм «Первый Оскар» посвящается военным операторам – создателям ленты «Разгром немецких войск под Москвой». Пора вернуть его на экраны.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В любом художественном фильме главным оценщиком служат сильные эмоции. Эмоциональный ряд создателям фильма удался в полной мере, зрители плачут, когда оператор просит мать повешенной немцами дочери –ребенка разрешить съемку для будущих поколений, и она, онемевшая от горя, чуть кивает- соглашается. С чувством великой потери мы следим за камерой оператора, снявшего разгромленные окрестности дома-музея Чайковского в Клину. С тоскливым негодованием узнаем обгоревшие нотные листы, фотографии, книги, бюст и фортепиано великого композитора в снегу. К месту мальчик, который пытается играть замерзшими пальчиками на инструменте.

Но больше всего мы сопереживаем героям, всей душой стремимся их предостеречь и защитить в огне войны. Кинооператор на поле боя беззащитен, он держит камеру, и когда немцы идут врукопашную, то остается в шаге от смерти. Главное профессиональное достоинство ленты отметил Владимир Хотиненко – «Мы в этом ракурсе никогда не видели войну». Никогда в этом правдивом ракурсе не видели войну и члены американской киноакадемии, которые в 1943 году решали судьбу золотой статуэтки. Выходец из Белоруссии киномагнат Майкл Лернер после просмотра поддержал это решение и устроил настоящую сенсацию - получивший Оскар советский документальный фильм под названием «Москва наносит ответный удар» показывали во всех кинотеатрах Америки.

Вся правда о войне

В художественном фильме, который в мае идет в кинотеатрах страны, перед нами разворачивается нестандартный сюжет – жизнь и работа особой касты военных операторов. Режиссер Сергей Мокрицкий принял к работе сценарий с любовным треугольником и изначально развел героев по разные стороны, обозначив профессиональный «поединок», как снимать войну – постановочно или жизненно. В моральном аспекте, как можно и как нельзя, выигрывает интеллигентный Лев Альперин из известной семьи. Иван Майский, сирота и детдомовец, в жестоком споре проигрывает все – даже собственную жизнь.

Такое прочтение судьбы антиподов вызывает отторжение даже в художественном фильме. Соперники могут отличаться характерами, профессионалы – мастерством, но желание развести по разные стороны баррикад двух талантливых людей по национальному либо социальному признаку обескураживает. И когда после войны счастливый орденоносец Лев Альперин получает диплом, а потом осуществляет долгий проход к своему счастью с сыном на руках, симпатии не на его стороне. Мы запомним Ваню Майского, который ошибался, был чересчур импульсивен, но трудно поверить, чтобы этот настрадавшийся человек равнодушно стрелял в спину пленному немцу или подводил под смерть своего ровесника – необстрелянного солдатика.

Для ясности вспомним начало фильма, когда выпускники ВГИКА группой с Майским в первых рядах обращаются к директору киностудии с просьбой отправить их на фронт для документальной съемки. Как положено в кино, только Сталин поддерживает их дерзновенное решение - осенью 1941 года приступить к созданию будущего шедевра – фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Так необстрелянные мальчишки в белых полушубках и шапках оказываются на передовой среди защитников Москвы. Их тут же ослепляют взрывы, бесконечные атаки врага и приказ командира – не высовываться. Остальное вы узнаете в кинотеатре. Артисты Антон Момот, Тихон Жизневский, Дарья Жовнер по-взрослому разыграли любовную интригу с элементами буффонады и гротеска не только при дуэли за прекрасную даму –Юну. Надо отдать им должное, но, как говорится, осадочек горечи остался. Подвиг на войне – дело штучное и ответственное, даже в кино.

Реальные герои

В этой патриотической истории были и реальные герои. В книгу славы киноискусства вошли имена 250 военных операторов Советского Союза, которые вместе с воинами- освободителями дошли до Берлина и сняли поднятое над рейхстагом Знамя Победы. А в 1941 году по личному приказу вождя к съемкам фильма о защитниках Москвы приступили 18 военных операторов, 7 человек из них в довоенные годы окончили ВГИК. Их проверку и допуск осуществили соответствующие органы, сейчас их имена выбиты на памятной доске института. Прототипами героев фильма «Первый Оскар» можно условно считать Теодора Бунимовича и Павла Касаткина. Все мы сейчас знаем и ценим работу военных операторов высшего разряда профессионализма и таланта Сергея Урусевского и Владислава Микоша. Кстати, они о своем героизме предпочитали не говорить. Больше рассказывали о рядовых солдатах. Не хватает мужской суровости и художественному фильму.

Золотая статуэтка Оскар
Золотая статуэтка Оскар

Правомерно в этом контексте задать важный вопрос Министерству культуры - почему в канун Дня Победы не показать в полупустующих кинотеатрах первый оскароносный фильм страны? Правдивый документальный.