Найти тему

Движение старообрядчества. Основные даты

Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Солдатёнковы, Кузнецовы, Демидовы и многие другие семьи России, меценаты и благотворители, изобретатели и ученые, хранители русской истории были староверами (старообрядцами). По словам Федора Шаляпина: "... они потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…”

Не углубляясь в философские вопросы старообрядческого движения, его разделения на различны течения, мне просто хотелось вспомнить основные даты.

В середине 17 века на Руси произошел раскол православной церкви. При этом ответ на вопрос, а кто же на самом деле был раскольником, на мой взгляд неоднозначен. Но сегодня не будем об этом, только хотелось немного истории: Москве не давала покоя слава Рима. От Первого и Второго Рима остались воспоминания, Москва готовилась стать Третьим.

Перед Великим постом 1653 года патриах Никон(с июля 1652 по декабрь 1666, полный титул "Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх") предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами.

Московский Собор, собранный Никоном, в 1654 году положил начало делу унификации (приведению к единообразию) московских книг по греческим книгам, напечатанным в 16 веке на Западе.

Решение Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме (отлучению от церкви).

Большой Московский церковный собор 1666-1667 годов одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены раскольниками.

Идеологом и наиболее видным деятелем старообрядчества в период его возникновения был Аввакум, протопоп города Юрьева-Повольского (город Юрьевец Ивановской области). В старообрядчестве почитается как священномученик и исповедник.
Никон и Аввакум
Никон и Аввакум

Раскольники подвергались преследованиям, в 1685 году указом царевны Софьи были объявлены вне закона.
На конец 17 века более миллиона человек не подчинились изменениям (Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. С.-П., 1908), население России в это время составляло примерно 10 млн. Старообрядцы были вынуждены искать новые места для обитания — подальше от городов и цивилизации.

При Петре I принято несколько указов (1709, 1711, 1714), по которым старообрядцев лишили почти всех гражданских прав, ввели официальную регистрацию «раскольников», вменили обязанность платить двойную дань, но освободили от посещения храмов господствующего исповедания, запретили носить традиционную русскую или современную европейскую одежду (вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов), собираться вместе для молитвы без специального разрешения .

В 1721 году Священный Синод составил особую инструкцию об учреждении в России духовной инквизиции для борьбы с «раскольниками».

В 1762 году было принято несколько указов, в результате: старообрядцам, бежавшим за границу, дозволялось вернуться в Россию; прекращены все следственные и судебные дела о старообрядцах; дано разрешение не брить бороду, носить народную одежду; было официально запрещено употребление слова «раскольники», вместо этого вводился термин «старообрядцы», выделялись земли для селения старообрядцев. При этом продолжались погромы в старообрядческих поселениях и высылка старообрядцев в Сибирь.

В 1771 году в Рогожской слободе в трех верстах за Камер-Коллежским валом (границе Москвы в то время) было основано старообрядческое кладбище, чуть позже построены каменные храмы во имя святителя Николы и Покровский собор.

План Рогожской слободы
План Рогожской слободы
Староверы стали селиться в Рогожской слободе с середины 17 века, в начале 1790-х в насчитывалось 20 тысяч прихожан, в 1822 г. ― 35 тысяч, в 1825 г. ― 68 тысяч. На Рогожском кладбище похоронены российские предприниматели Рябушинские, «фарфоровый король» Кузнецов М.С. и члены его семьи, купцы Солдатёнковы, Московский городской голова (сентябрь 1812 г. — январь 1813 г.) Шелапутин П.Д., пять поколений предпринимателей Морозовых и многие другие богатейшие люди и известные благотворители России.

Подобным образом в 1771 году было основано и Преображенское кладбище, а затем и Преображенское общество старообрядцев за Преображенской заставой Камер-Коллежского вала.

-3

В 1798 г. разрешено старообрядцам строить храмы по всей России.

В 1800 году годы было регламентировано единоверие попытка примирения Русской и Вселенской Церквей старообрядчества.

Указом 1820 года староверам гарантировалась выдача «узаконенного паспорта» и сохранение определенного образа жизни, связанного с ремеслом, промыслом и т.п.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года предусматривалась уголовная ответственность за издание, продажу и распространение старопечатных книг, запрещалось строительство новых и ремонт старых молельных домов, построенные молельные дома подлежали сносу. В 1842–1846 гг. было запечатано 102 молитвенных дома, 147 разрушено, а 12 из них передано православной Церкви.

1856 г. были запечатаны алтари Покровского храма и храма Рождества Христова.

В 1864 году император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу.

Алтари в храмах были распечатаны лишь после императорского указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», ко­торый создал ос­но­ву для пре­одо­ления цер­ковно­го рас­ко­ла, фак­ти­чес­ки про­воз­гла­сил сво­боду ве­ро­ис­по­веда­ния. Этот день совпал с празднованием Дня жён-мироносиц. Именно поэтому в этот день в Рогожской слободе (точнее несколько дней подряд) проходят празднования.

В советское время сначала власть передавала свободные земли старообрядческим общинам, пытаясь найти поддержку в борьбе против православной церкви. Однако надежды не оправдались, и в 1929 году издан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» с которого начался новый этап в борьбе с любой религией.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1971 году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года.

На сегодняшний день старообрядчество всех согласий занимает четвертую позицию, что составляет примерно 1,3% в России по численности среди других религиозных направлений после православия, ислама и различных протестантских деноминаций (на 2015 год).

Спасибо, что дочитали. До скорой встречи!

#старообрядцы #рогожскаяслобода #патриарх никон #протопоп аввакум