Этот фильм является ремейком старого фильма от продюсера Роджера Кормана "Смертельные гонки 2000 года" (Death Race 2000, 1975) с Биллом Дэвидом Кэрредином в главной роли. Оригинал был снят всего за $300 000 (по некоторым источникам - $530 000) но отлично прошёл в прокате собрав, также по разным источникам, от $5 до $8 млн., и со временем приобрёл множество поклонников и определённый культовый статус.
Одним из таких поклонников оказался начинающий кинематографист из Англии Пол У. С. Андерсон, чей дебютный фильм "Шоппинг" (Shopping, 1994), понравился Роджеру Корману и он приобрёл права на прокат фильма в США. Также Корман спросил у Андерсона, какой фильм он хотел бы снять следующим, и Андерсон заявил, что "Смертельные гонки", правда следующим его фильмом стал "Смертельная битва" (Mortal Kombat, 1995), а "Смертельная гонка" вышел спустя целых 13 лет.
В марте 2002 года, в интервью для журнала Sci-Fi Weekly, Андерсон заявил, что собирается ставить ремейк "Смертельных гонок 2000" под названием "Смертельные гонки 3000". Продюсировать ремейк собрались ни много ни мало Том Круз и его напарница Пола Вагнер, сценарий написал Дж.Ф. Лоутон ("Красотка", "В осаде"), а финансировала проект студия Paramount, у которой уже был опыт работы с Андерсоном над фильмом "Сквозь горизонт" (Event Horizon, 1997), правда не очень удачный - фильм провалился в прокате.
Андерсон так описывал предстоящий фильм: "Это вовсе не прямой ремейк. Первый фильм был о гонках через всю Америку. В этом гонки будут кругосветными. Действие будет происходит в далёком будущем, так что и машины будут более футуристичными. Будут машины с ракетами, с пулемётами, с защитными полями, смогут становиться невидимыми, будут такие, которые смогут разделятся на несколько частей, а затем вновь собираться, что-то вроде Трансформеров".
Изначально планировалось, что главную роль в фильме исполнит сам Том Круз, но его не устраивал сценарий, который переписывали уже в третий раз.
В июне 2006 года партнер Андерсона - продюсер Джереми Болт заявил, что съёмки фильма начнутся сразу после завершения работы над фильмом "Обитель зла 3" (Resident Evil: Extinction, 2007). А в августе того же года Paramount решила отказаться от проекта, но к счастью студия Universal сразу же его подхватила. Студия не стала менять режиссёра и продюсерскую компанию Круза и подписала с ними контракты на производство фильма. Одним из исполнительных продюсеров также оставался Роджер Корман, для которого это был самый дорогой проект за всю его карьеру.
В апреле 2007 года на главную роль был утверждён Джейсон Стэйтем. В это время Андерсон так описывал будущий фильм: "Фильм будет немного перекликаться с оригиналом - будет много сбитых людей, и, если не считать системы начисления очков, которые никак не вознаграждаются, это будет чистая гонка. Это будет похоже на гладиаторские бои - останется только один." Также режиссёр рассказал, что действие фильма будет происходить в тюрьме и в нём, так же, как и в оригинале, будет много насилия.
На роль начальницы тюрьмы Клэр Хэннесси Андресон пригласил Джоан Аллен, которая на его удивление не раздумывая согласилась, поскольку хотела попробовать себя в новом амплуа. Роль Тренера (Coach) исполнил англичанин Иэн МакШейн, одного из противников Эймса сыграл уже снимавшийся в фильмах про гонки Тайриз Гибсон ("Двойной форсаж"), а помощника Хеннесси - охранника по фамилии Ульрих сыграл, тогда ещё неизвестный Джейсон Кларк. На роль штурмана Франкештейна - девушки по имени Кейс (Case) взяли модель Натали Мартинес, для которой это была первая роль в кино. Кстати шрам у неё на лице настоящий, она его заработала в детстве в результате несчастного случая. Не забыл Андерсон и своего старого знакомого Робина Шоу, который снимался у него в "Смертельной битве" в роли Лю Кана, и предложил ему сыграть роль одного из гонщиков по прозвищу "14 карат" (14К). А исполнитель главной роли в оригинальном фильме Дэвид Кэрредин в начальной сцене озвучил Франкенштейна.
Съёмки фильма начались в Монреале в Канаде в августе 2007 года и продолжались 50 дней.
Премьера фильма состоялась 22 августа 2008 года. В прокате фильм не полностью, но всё же провалился: при производственном бюджете в $45 млн. (по некоторым источникам $65 млн.) итоговые мировые сборы составили всего $75 млн. Но фильм неплохо продавался на домашнем видео и позже у фильма вышло ещё три продолжения-предыстории, которые выпустили сразу на видео.
Отзывы критиков были смешанными: на "Гнилых помидорах" у фильма 42% свежести на основании 160 рецензий, зрителям фильм понравился больше - 60%.
В прокат была выпущена версия с рейтингом "R" и продолжительностью 105 минут. Позже 21 декабря 2008 года на домашнем видео фильм вышел ещё и в версии "без цензуры", в которую было добавлено около 6 минут нового материала.
Вот, что можно найти в версии "без цензуры" (скриншоты версии "без цензуры" в оригинальном формате - 2.39:1, скриншоты "театральной" в формате Open matte).
1. В сцене, когда полиция начинает разгонять бастующих рабочих, после того, как в героя Стэйтема стреляют резиновой пулей, добавлено несколько кадров (2 секунды).
2. Пару секунд спустя добавлена сцена, в которой Эймса, лежащего на земле, подбежавший полицейский бьёт дубинкой, Эймс выхватывает дубинку и начинает бить в ответ (18 секунд).
3. Из версии "без цензуры" вырезано несколько альтернативных кадров потасовки, идущих прямо перед кадрами завода с высоты птичьего полёта (вырезано 5 секунд).
4. Добавлена сцена, в которой охранник, в исполнении Джейсона Кларка, командует Эймсу: "Пошёл!" (Move it!), он поворачивается и идёт (11 секунд).
5. Перемонтирована и расширена сцена, в которой Эймса охранник моет из шланга: добавлена часть, в которой охранник высыпает на мокрого Эймса тальк и говорит ему: "Поскребись" (Scrub yourself), также из версии "без цензуры" удалён один альтернативный кадр плеча Эймса (19 секунд).
- "театральная" версия.
- версия "без цензуры".
6. Добавлена сцена "знакомства" Эймса с сокамерниками. В "театральной" версии после того, как Эймса заводят в камеру, нам показывают только крупный план его лица в профиль, а в версии "без цензуры" сцена начинается с общего плана Эймса, затем мы видим его ухмыляющихся сокамерников, далее охранники слышат шум, а когда подходят видят Эймса и лежащих на полу сокамерников, Эймс говорит: "Они поскользнулись" (They slipped) (38 секунд).
- "театральная" версия.
- версия "без цензуры".
7. Добавлена сцена, в которой Ульрих ведёт Эймса на беседу к начальнице тюрьмы - Хеннесси, по пути предупреждая его о неприятностях, которые ждут тех, кто тронет гонщиков (29 секунд).
8. Расширена сцена беседы Хеннесси и Эймса. Добавлена часть, в которой Хеннесси говорит, что если Эймс откажется выступать в роль умершего Франкенштейна, то она предложит это другому заключённому, а Эймса посадят в одиночную камеру (30 секунд).
9. Добавлена сцена в гараже, в которой Эймс уточняет у Ботана (Lists) и Тренера (Coach) статистику выживаемости в гонках (25 секунд).
10. Немного расширена сцена, в которой Ботан (Lists) представляет Эймсу Гектора Гримма, по прозвищу Смерть (Grim-Reaper), в исполнении Роберта ЛаСардо. Добавлена часть, в которой Ботан говорит, что Смерть считает Хеннесси воплощением богини Кали, а сам он её посланник (5 секунд).
11. Расширена сцена, в которой Кейс (Case), во время гонки, объясняет Эймсу, что делаю "Мечи" и "Щиты". Добавлена часть, в которой Эймс говорит, что уже это знает - видел по телевизору, а Кейс добавляет, что для того, чтобы активировать датчик, по нему нужно проехать всеми четырьмя колёсами (14 секунд).
12. Добавлена самая продолжительная из сцен, в которой Эймс получает бонус "Меч", но у него заклинивает пулемёт, и Кейс (Case) высовывается из окна, пытаясь на ходу и под огнём соперников решить эту проблему, а после удачного исхода дела садится обратно и улыбается (81 секунда).
13. Несколько секунд спустя из версии "без цензуры" вырезан кадр с героем Тайриза Гибсона, в котором он говорит: "Я вернулся" (I’m back) (вырезано 2 секунды).
14. После окончания гонки добавлена небольшая сцена, в которой Эймс отдаёт перчатки и маску Франкенштейна Ульриху, а тот иронизирует по поводу занятого Эймсом последнего места в гонке (16 секунд).
15. В сцене, когда Эймс вонзает в ногу одному из помощников кусок металла добавлена кровь и сама сцена увеличена на пару кадров (1 секунда).
- "театральная" версия.
- версия "без цензуры".
16. В этой же сцене чуть позже добавлена кровь, когда бьёт его головой об тиски (без разницы во времени).
- "театральная" версия.
- версия "без цензуры".
17. Расширена сцена, в которой Паченко умоляет Эймса его не убивать. Добавлена часть, где он говорит, что это Хеннесси и Ульрих заставили его убить семью Эймса. Далее следует флешбэк, в котором Паченко и Ульрих следят из машины за Эймсом, а затем Паченко одевает балаклаву (19 секунд).
18. Перемонтирована и расширена сцена разговора Кейс (Case) и Эймса в машине, когда они пытаются оторваться от полицейских. В версии "без цензуры" она начинается раньше: Кейс спрашивает у Эймса его настоящее имя, он, заметив, что время сейчас не самое подходящее, представляется. Далее следует диалог про план ухода от погони, который немного отличается в обоих версиях (25 секунд).
- в "театральной"
Кейс: Так мы далеко не уйдём. Нам не оторваться. (We're not gonna get very far. We can't outrun them.)
Эймс: Ты права. (You're right.)
- в версии "без цензуры
Кейс: Ну что, Дженсен Эймс, надеюсь у тебя есть план, просто так мы далеко не уйдём. (Well, Jensen Ames, I hope you get a plan, 'cause it's not like we're going to get very far.)
Эймс: Ты права. Так не уйдём (You're right. We won't.)
19. В эпилоге немного расширена сцена, в которой к Мейсону и Эймсу в
Мексике приезжает машина. Мейсон говорит: "Эй, к нам гости пожаловали" (Think we got a little company) (5 секунд).
20. Несколько секунд спустя добавлен кадр с подъезжающей машиной с высоты птичьего полёта (2 секунды).
21. Перемонтирована и расширена финальная сцена с монологом Эймса, добавлено несколько незначительных фраз (14 секунд).
В общем, как оказалось, версия "без цензуры" оказалась рекламной уловкой, два кадра с компьютерной кровью вряд ли могут оправдать это название. Большинство добавленного материала ничего нового к истории не добавляют, кроме сцены с "ремонтом" пулемёта по ходу гонки. Но, так как обе версии переведены профессиональным дубляжом и доступны в одинаковом качестве, то смотреть, на мой взгляд, всё-таки лучше версию "без цензуры".
Если Вам понравилась статья, буду признателен за "лайк" и подписку на канал. Благодарю за внимание.
#смертельная гонка #пол андерсон #фантастика #боевик #фильм на вечер #кино #джейсон стэтхем #ремейк