Мораторий, введенный правительством с 1 апреля по 1 октября 2022 года, является тотальным, то есть относится ко всем без исключения юридическим лицам, гражданам и индивидуальным предпринимателям, кроме проблемных застройщиков многоквартирных домов. После введения первого моратория эксперты отмечали его положительное влияние на поддержку бизнеса. Он позволил многим компаниям в условиях парализации бизнеса в период пандемии, удержаться на плаву. То есть, все положительные моменты, предоставленные мораторием для поддержки бизнеса, были констатированы. А вот некоторые последствия введения моратория с точки зрения защиты интересов кредитора обсуждать как-то было не принято. Очевидно, что введенный с 1-го апреля 2022 года мораторий также определенно имеет побочные негативные эффекты. Законодательно закрепленные нововведения, помимо тотального моратория на банкротство, дополнительно предполагают также практически полный мораторий:
- на исполнительное производство;
- мораторий на взыскание задолженности за счет залоговых активов должников.
Чем это обернется для хозяйствующих субъектов и обычных граждан?
Они попросту не смогут не только вернуть свой долг через банкротство своего должника, но не получится вернуть свои кровные средства даже через службу судебных приставов. Причем это будет невозможно даже если кредитор, проявляя осторожность, оформил имущество должника в залог, на случай наступления рисков невозврата долга. Такой практически тотальный мораторий на возврат долгов в принципе приведет к серьезным перекосам в хозяйственном обороте. Проблемы страдающих или не очень страдающих от международных экономических санкций должников перекладываются на добросовестных кредиторов. И если сроки возврата задолженности за счет обращения взыскания на заложенное имущество как в судебном, так и во внесудебном порядке можно было прогнозировать, то теперь сроки взыскания задолженности увеличиваются еще и на время действия моратория с возможной перспективой его продления, как было при первом моратории.
Очевидно, что введенная пауза никак не отвечает интересам кредитора, исполнение обязательств перед которым в разумные сроки не гарантировано залогом даже самого ликвидного имущества. А если мораторий не помог должнику поправить свое финансовое положение и по окончании моратория в отношении должника ввели процедуру банкротства, то удовлетворение требования за счет продажи залогового имущества откладывается до его реализации в рамках процедуры банкротства. То есть, срок достаточно неопределенный, поскольку зависит от срока процедуры наблюдения, количества кредиторов и периода рассмотрения судом обоснованности их требований. Плюсуем сюда сроки реализации имущества в процедуре конкурсного производства, который, по объективным причинам, прогнозировать сложно.
Ярким примером «пострадавших» от моратория кредиторов могут послужить обманутые вкладчики обанкротившихся банков. Агентство по страхованию вкладов проводит сложную и масштабную работу по взысканию кредитной задолженности с должников таких банков для пополнения конкурсной массы и проведения максимально возможных расчетов с обманутыми вкладчиками. С новым тотальным мораторием эта работа будет попросту парализована. Мало того, что вкладчики потеряли деньги в банке, так им теперь существенно сузили шанс вернуть хотя бы часть утраченного, ведь мораторий продлится полгода с возможностью его пролонгации. За это время должники банкротных банков могут намеренно или в силу жизненных обстоятельств успеть лишиться своих активов, за счет которых долг мог быть погашен. Это очень наглядный повод как минимум пересмотреть круг кредиторов, для которых действует этот очевидно избыточный мораторий. Таким образом, мораторий на период его действия ограничивает взыскателей в возможности получить долги от контрагентов в обозримый период времени, в том числе в выборе способа судебной защиты. То есть, кредитор, который тоже является частью бизнеса, на поддержку которого введен мораторий, в итоге получает лишь ограничения и сам может оказаться в положении злостного неплательщика. Поэтому, как никогда актуальными являются способы защиты прав кредиторов, на которые не распространяются действия моратория. Некоторые из них стоит отметить.
Во-первых, мораторий не ограничивает любые судебные процессы, включая процессы по имущественным взысканиям, не ограничивает и наложение арестов на имущество должника. То есть, кредитор может взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке и в ходе судебного разбирательства ходатайствовать о применении обеспечительных мер, например, в виде наложении ареста на имущество должника, запрета совершать любые регистрационные действия. Обеспечительные меры в будущем защитят кредитора от недобросовестного поведения должника, который может продать имеющееся у него активы и к окончанию моратория уже не иметь никаких средств для расчетов с кредиторами.
Во-вторых, мораторий не препятствует отказу от договора, расторжению договора. В случае возникновения обстоятельств, когда одна сторона договора понимает, что оплата его услуг, работ, либо поставки товара произведена не будет, то можно расторгнуть договор. Конечно, если к моменту возникновения таких обстоятельств услуги или работы еще не были выполнены, а товар не был поставлен.
В-третьих, мораторий не препятствует приостановлению исполнения договора. Например, такая мера как «Приостановление поставки товара» на основании ст. 328 Гражданского кодекса может быть действенным инструментом принуждения к исполнению обязательства. Абзац 1 пункта 2 статьи 328 ГК РФ «В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков».
В-четвертых, мораторий не распространяется на вещно-правовые притязания, такие как виндикация (истребование вещи от незаконного владельца), признание права, реституция владения (возврат незаконно полученного) и т.д. В любом случае, законодателем предусмотрено множество способов защиты своих прав, а опытные юристы всегда помогут разобраться и найти способы эффективной защиты.
Вместе с тем, рассматривая негативные последствия действия моратория для кредиторов, всегда надо помнить, что могут наступить обстоятельства, когда даже добросовестный кредитор окажется в положении должника и вдруг осознает, что меры государственной поддержки как нельзя кстати. И на практике оказалось не все так просто. Прямое указание закона, обязывающего приостановить исполнительное производство на время действия моратория, судебными приставами как очевидное не воспринимается. Мы уже на практике сталкиваемся с отказами ФССП приостановить исполнительные производства и не выставлять имущество на торги. И их можно понять, у них на кону исполнительский сбор от суммы взыскиваемого долга. И чем больше долг, тем солиднее сбор. Поэтому, по-видимому, право на приостановление, столь очевидно прописанное в ст.9.1 Закона О банкротстве, придется отстаивать в суде. Таким образом, практика применения моратория в интересах должников и кредиторов, явно еще будет формироваться. А мы постараемся держать вас в курсе. Пункт 4 части 3 статьи 9.1 Закона О банкротстве: «На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства)».
Автор статьи – Секачева Лилия, директор юридического департамента АКГ «Созидание и Развитие».