Челябинские специалисты поделились эффективной практикой создания модели бесшовного обучения, которая поддерживает «социальный лифт» в образовании, обеспечивая единый вектор «технического» развития детей и педагогов.
В этом году на Московском международном салоне образования активно обсуждается тема подготовки и ранней профориентации будущих инженерных кадров для социально-экономического развития регионов. Как привлечь детей в техническое творчество? Где взять педагогов нужного уровня подготовки? Как обеспечить их необходимым оборудованием и инвентарем. И, наконец, как создать продуктивную цепочку непрерывного обучения?
Своим опытом работы в этом направлении поделился Владислав Халамов, руководитель Регионального центра технического творчества Челябинской области:
«Наш центр — организация дополнительного образования с многолетней историей и множеством структурных подразделений, разбросанных по всей Челябинской области. Мы обеспечиваем контакт между всеми учреждениями, проводя совместные стратегические и образовательные сессии. Любой сотрудник, будь то специалист допобразования в деревне или детского технопарка в городе, чувствует себя частью единой большой команды, где есть плечо поддержки, понимание общих целей и необходимая методическая поддержка».
Систематическая работа ведется сразу в нескольких направлениях. Во-первых, разрабатываются курсы повышения квалификации и стажировки для педагогов, выпускаются методические пособия, разрабатываются учебно-методические комплексы. Причем как по высокотехнологичным направлениям технического творчества (робототехника, программирование, 3D моделирование), так и по малобюджетным — авиа-, судо- и автомоделирование. Это позволяет массово вовлекать в техническое творчество детей со всей области.
Во-вторых, каждый год создается календарь областных мероприятий для детей и педагогов, куда включены соревнования как по традиционным, так и по современным направлениям технического творчества. Чтобы дети успешно выступали на региональном и федеральном уровне, внутри муниципалитета проводятся свои внутренние конкурсы. Их площадками-организаторами выступают структурные подразделения Регионального центра либо сохранившиеся СЮТы и ДЮТы. Продолжает Владислав Николаевич:
«Формируя регламенты конкурсов и соревнований, мы влияем на образовательные программы. Ведь чтобы ребенок победил в конкурсе, он должен обладать компетенциями, заложенными в регламентах соревнований. А значит, перед педагогом стоит задача разработать программу, которая могла бы воплотить эти компетенции ребёнка. Мы обеспечиваем преемственность конкурсных заданий из года в год для того, чтобы педагог мог внедрить свою новую программу, апробировать её, внести какие-то изменения и подготовить такого ребенка, который требуется сегодня государству и экономике региона. Таким образом, выступая в качестве объединяющего центра, мы согласовываем все образовательные программы, которые будут реализовываться во всей области, во всех центрах».
Однако одними областными соревнованиями работа не ограничивается. Для тех детей, которые не могут своими силами отправиться на всероссийские и мировые соревнования, Региональный центр выделяет деньги на поездку за счет субсидии от Министерства образования и науки Челябинской области.
Ну, и наконец, по-новому в регионе реализуют связку «школа, вуз, предприятие». С одной стороны, запущен уникальный проект МГТУ-предуниверсарий, который позволяет через проектную деятельность в детском технопарке «Кванториум» подготовить качественно новых абитуриентов для вузов, внести изменения в вузовские программы и даже проводить производственные практики в учреждениях центра. С другой стороны, учитываются запросы реального сектора экономики.
«Мы эффективно взаимодействуем как с промышленными предприятиями региона, так и с медицинскими учреждениями и торговыми компаниями, — поясняет Владислав Халамов. — Проводим уникальные соревнования «Инженерные кадры России», которые позволяют соединить интересы и ресурсы школ, профессиональных училищ и предприятий реального сектора экономики».
Справка
IX Московский международный салон образования пройдет 29 и 30 апреля в гибридном формате. Планируется выступление более 1000 экспертов, участие около 3000 заинтересованных лиц очно в «Цифровом деловом пространстве» и 50 000 участников онлайн на платформе «ММСО.Коннект».