Найти тему
Это интересно!

Акрополь - главный храмовый комплекс Греции и исток пересечение ордерной системы.

В предыдущих статьях мы уже допольно внимательно рассматривали и дорический ордер, и ионический ордер в архитектуре древней Греции. Говорили даже о тех предпосылках, которые привели к строительству греческого Акрополя, а следовательно, и эре пересечения ордерной системы.

Сейчас же пришло время поговорить о самом Акрополе и о том, почему его архитектора можно смело считать революционером в архитектуре.

Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Афинский Акрополь. 467 - 406 гг. до н.э.
Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Афинский Акрополь. 467 - 406 гг. до н.э.

Поскольку афиняне строили свой Акрополь как общегреческий центр, как своего рода самый главный храмовый комплекс Греции, они, во-первых, построили его неожиданно роскошно. Например, там у всех построек была не керамическая черепица, а мраморная, вырезанная из мрамора, и все здания были построены тоже из мрамора, а не из более дешевого известняка, как строили обычно.

И кроме того, на этом холме стояли постройки разного ордера.

Иктин и Калликрат. Парфенон. 447 - 438 гг. до н.э.
Иктин и Калликрат. Парфенон. 447 - 438 гг. до н.э.

Были дорические. Например, главный храм Акрополя, посвященный Афине, Парфенон, - считается шедевром, потому что у него самые совершенные пропорции в греческой архитектуре, - и входные ворота в эту крепость, Пропилеи.

Мнесикл. Эрехтейон. 421 - 406 гг. до н.э.
Мнесикл. Эрехтейон. 421 - 406 гг. до н.э.

Но были там и ионические постройки: Эрехтейон и храм Ники Аптерос.

Более того, если приглядеться мы увидим, что даже дорические постройки афинского акрополя не полностью дорические.

Мнесикл. Пропилеи (входные ворота Акрополя) 437 - 432 гг. до н.э. Продольный разрез
Мнесикл. Пропилеи (входные ворота Акрополя) 437 - 432 гг. до н.э. Продольный разрез

В опистодоме Парфенона, например, стояли ионические колонны. интерьере Пропилей тоже были ионические колонны. Это противоречит базовому принципу греческой архитектуры, во всяком случае той греческой архитектуры, которая существовала до 5 века.

Мы говорили о том, что ордер - это способ построить здание целиком, от фундамента до кровли во всей его полноте.

А архитекторы Акрополя изменили этот принцип. Они его отвергли. Оказалось, что можно в одном здании сочетать два ордера. Это поразительное новшество, и люди, совершившие эту, без преувеличения можно сказать, революцию в архитектуре, заслуживают того, чтобы мы запомнили их имена. Архитекторов Акрополя зовут Иктин и Калликрат.

Первый из этих людей, Иктин, решил пойти дальше и сочетать в одной постройке не два, а три ордера.

Коринфская капитель
Коринфская капитель

К этому времени уже была изобретена коринфская капитель. Больше ничего и не было нужно, чтобы сформировать коринфский ордер, потому что капитель - это единственное, чем коринфский ордер отличается от ионического. Все остальные пропорции колонны и даже деталировка антаблемента точно такая же. Вот почему коринфский ордер не считается полноценным ордером.

Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.
Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.

Так вот, Иктин построил на Пелопоннесе в Бассах храм Аполлона, у которого снаружи стоит дорийская колоннада, внутри п-образная ионийская колоннада из полуколонн, где, однако, вставлена точно по центру здания одна-единственная коринфская колонна.

Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.
Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.

Исследователи, которые впервые обнаружили этот храм, в его развалинах еще видели лежащую на полу коринфскую капитель, первую известную коринфскую капитель. Но сейчас ее нет. Она известна только по рисункам.

Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.
Иктин. Храм Аполлона в Бассах. 420 - 400 гг. до н.э.

Сейчас от коринфской колонны храма Аполлона в Бассах остался только такой небольшой выступ - основание и нижняя части ствола.

Комбинация двух и более ордеров в одном здании - это революция в архитектуре. Но придумать что два и три ордера можно сочетать - это только половина дела. Надо еще придумать правила, по которым они могут сочетаться. И в следующий период, эллинистический, древнегреческие архитекторы стали изобретать эти правила.

Пропилон святилища Афины в Пергаме. 197 - 159 гг. до н.э. Реконструкция из оригинальных частей.
Пропилон святилища Афины в Пергаме. 197 - 159 гг. до н.э. Реконструкция из оригинальных частей.

Вот одно из них: колоннады разных ордеров можно ставить одну на другую, при этом необходимо, чтобы колонны верхнего яруса стояли точно над колоннами нижнего яруса, и непременно дорический ордер должен находиться внизу, ионический вверху, а коринфский выше всех.

Но это можно по-разному делать. Например, ставить коринфские колонны прямиком на дорические или коринфские на коринфские, но нельзя поставить дорическую на коринфскую сверху.

Почему? Дело в пропорциях колонн. По законам тектоники более легкие части конструкции должны находиться выше, чем тяжелые, потому что более тяжёлые, более массивные части должны служить надежной опорой тому, что находится над ними.

Пропилон святилища Афины в Пергаме. 197 - 159 гг. до н.э. Реконструкция из оригинальных частей.
Пропилон святилища Афины в Пергаме. 197 - 159 гг. до н.э. Реконструкция из оригинальных частей.

В этом тоже есть некоторый антропоморфизм, ведь и у нас с вами ноги крупнее и толще, и сильнее, чем руки.

Это изобретение ставить один ордер на другой важно еще и потому, что оно позволяет строить в ордере двух- и даже трехэтажное здание.

Древнегреческая архитектура до эпохи эллинизма была одноэтажной. Она как бы стелилась по земле. Теперь же, вооружившись новыми правилами, она отправляется покорять третье измерение.

Позже, в древнеримский период, будут изобретены еще более сложные способы сочетания ордеров.

Колизей. 72 - 80 гг.
Колизей. 72 - 80 гг.

Например, древние римляне научатся накладывать ордерную сетку на аркаду (как в Колизее) или накладывать ордерную сетку на другую ордерную сетку, так что одна оказывается позади другой.

Но главные принципы ордерной архитектуры, а их, напомню, два - антропоморфизм и тектоника, - останутся неизменными и будут сохраняться во всей античной архитектуре, как в греческой, так и в римской.

#культура #искусство #архитектура #история #древняя греция #акрополь #греческие храмы #ордерная система #история искусства #это интересно