В предыдущих статьях мы уже допольно внимательно рассматривали и дорический ордер, и ионический ордер в архитектуре древней Греции. Говорили даже о тех предпосылках, которые привели к строительству греческого Акрополя, а следовательно, и эре пересечения ордерной системы.
Сейчас же пришло время поговорить о самом Акрополе и о том, почему его архитектора можно смело считать революционером в архитектуре.
Поскольку афиняне строили свой Акрополь как общегреческий центр, как своего рода самый главный храмовый комплекс Греции, они, во-первых, построили его неожиданно роскошно. Например, там у всех построек была не керамическая черепица, а мраморная, вырезанная из мрамора, и все здания были построены тоже из мрамора, а не из более дешевого известняка, как строили обычно.
И кроме того, на этом холме стояли постройки разного ордера.
Были дорические. Например, главный храм Акрополя, посвященный Афине, Парфенон, - считается шедевром, потому что у него самые совершенные пропорции в греческой архитектуре, - и входные ворота в эту крепость, Пропилеи.
Но были там и ионические постройки: Эрехтейон и храм Ники Аптерос.
Более того, если приглядеться мы увидим, что даже дорические постройки афинского акрополя не полностью дорические.
В опистодоме Парфенона, например, стояли ионические колонны. интерьере Пропилей тоже были ионические колонны. Это противоречит базовому принципу греческой архитектуры, во всяком случае той греческой архитектуры, которая существовала до 5 века.
Мы говорили о том, что ордер - это способ построить здание целиком, от фундамента до кровли во всей его полноте.
А архитекторы Акрополя изменили этот принцип. Они его отвергли. Оказалось, что можно в одном здании сочетать два ордера. Это поразительное новшество, и люди, совершившие эту, без преувеличения можно сказать, революцию в архитектуре, заслуживают того, чтобы мы запомнили их имена. Архитекторов Акрополя зовут Иктин и Калликрат.
Первый из этих людей, Иктин, решил пойти дальше и сочетать в одной постройке не два, а три ордера.
К этому времени уже была изобретена коринфская капитель. Больше ничего и не было нужно, чтобы сформировать коринфский ордер, потому что капитель - это единственное, чем коринфский ордер отличается от ионического. Все остальные пропорции колонны и даже деталировка антаблемента точно такая же. Вот почему коринфский ордер не считается полноценным ордером.
Так вот, Иктин построил на Пелопоннесе в Бассах храм Аполлона, у которого снаружи стоит дорийская колоннада, внутри п-образная ионийская колоннада из полуколонн, где, однако, вставлена точно по центру здания одна-единственная коринфская колонна.
Исследователи, которые впервые обнаружили этот храм, в его развалинах еще видели лежащую на полу коринфскую капитель, первую известную коринфскую капитель. Но сейчас ее нет. Она известна только по рисункам.
Сейчас от коринфской колонны храма Аполлона в Бассах остался только такой небольшой выступ - основание и нижняя части ствола.
Комбинация двух и более ордеров в одном здании - это революция в архитектуре. Но придумать что два и три ордера можно сочетать - это только половина дела. Надо еще придумать правила, по которым они могут сочетаться. И в следующий период, эллинистический, древнегреческие архитекторы стали изобретать эти правила.
Вот одно из них: колоннады разных ордеров можно ставить одну на другую, при этом необходимо, чтобы колонны верхнего яруса стояли точно над колоннами нижнего яруса, и непременно дорический ордер должен находиться внизу, ионический вверху, а коринфский выше всех.
Но это можно по-разному делать. Например, ставить коринфские колонны прямиком на дорические или коринфские на коринфские, но нельзя поставить дорическую на коринфскую сверху.
Почему? Дело в пропорциях колонн. По законам тектоники более легкие части конструкции должны находиться выше, чем тяжелые, потому что более тяжёлые, более массивные части должны служить надежной опорой тому, что находится над ними.
В этом тоже есть некоторый антропоморфизм, ведь и у нас с вами ноги крупнее и толще, и сильнее, чем руки.
Это изобретение ставить один ордер на другой важно еще и потому, что оно позволяет строить в ордере двух- и даже трехэтажное здание.
Древнегреческая архитектура до эпохи эллинизма была одноэтажной. Она как бы стелилась по земле. Теперь же, вооружившись новыми правилами, она отправляется покорять третье измерение.
Позже, в древнеримский период, будут изобретены еще более сложные способы сочетания ордеров.
Например, древние римляне научатся накладывать ордерную сетку на аркаду (как в Колизее) или накладывать ордерную сетку на другую ордерную сетку, так что одна оказывается позади другой.
Но главные принципы ордерной архитектуры, а их, напомню, два - антропоморфизм и тектоника, - останутся неизменными и будут сохраняться во всей античной архитектуре, как в греческой, так и в римской.
#культура #искусство #архитектура #история #древняя греция #акрополь #греческие храмы #ордерная система #история искусства #это интересно