Найти тему
Живопись

Художник Николай Крымов: любить — не значит понимать

Что, если сам художник не до конца понимает, где на его полотнах заканчивается случайность и случается закономерность? Что, если их композиции отсылают Вас одновременно к лубочной традиции и технике Аполлинария Васнецова? Если в разные периоды жизни и творчества живописец увлечëн совершенно различными идеями, и всякий раз находит свой неповторимый подход к их реализации?

Писать о Николае Петровиче Крымове ужасно трудно. Потому что он всегда разный. Порою даже в рамках одного и того же произведения. Его стиль бывает сразу наивным и сложным, уютным и провокационным, минималистичным и «жадным» до малых деталей. Разработанная им теория тона заявляет о том, что соотношение светлого и тëмного для человеческого восприятия важнее любой игры оттенков. Что соотнесение тонов по степени их «светлости» куда лучше убеждает зрителя в достоверности пейзажа, нежели самое тщательное воспроизведение цветов. Этот эффект мастер не раз демонстрирует на практике. Даже составляет для своих учеников специальные таблицы, позволяющие (в известных пределах) копировать свою формулу успеха.

Крымов Н.П., «Московский пейзаж. Радуга», 1908, холст, масло
Крымов Н.П., «Московский пейзаж. Радуга», 1908, холст, масло
Крымов Н.П., «Раннее утро», 1914, холст, масло
Крымов Н.П., «Раннее утро», 1914, холст, масло
Крымов Н.П., «Вечер в деревне», 1927, холст, масло
Крымов Н.П., «Вечер в деревне», 1927, холст, масло

А потом берëт и нарушает свои же «заповеди», добиваясь монументального «звучания» работ исключительно при помощи непроглядной фоновой мглы и ярких красок на передних планах. Будто в насмешку, словно бы начисто «забыв» о том, чему учил других. И что характерно — снова добивается всеобщего признания и восхищения. Но на сей раз уже не как адепт достоверной неправдоподобности, а как мастер правдоподобной фантазии на тему природного ландшафта.

На пике карьеры Крымов писал «шумные», многофигурные композиции.

Крымов Н.П., «Новый трактир», 1909, холст, масло
Крымов Н.П., «Новый трактир», 1909, холст, масло
Крымов Н.П., «Пейзаж с грозой», 1908, холст, масло
Крымов Н.П., «Пейзаж с грозой», 1908, холст, масло
Крымов Н.П., «Когда цветут липы», 1947, холст, масло
Крымов Н.П., «Когда цветут липы», 1947, холст, масло
Крымов Н.П., «Утро», 1910, холст, масло
Крымов Н.П., «Утро», 1910, холст, масло
Крымов Н.П., «Летний пейзаж с избами», 1920, холст, масло
Крымов Н.П., «Летний пейзаж с избами», 1920, холст, масло

В поздний творческий период — вернулся к безлюдной тишине природы, которой едва касалась человеческая рука. И куда только подевалась вся прежняя «мультяшность» его авторского стиля! Откуда только взялась немного хмурая «проза жизни», знаменуя очередную переоценку живописных приоритетов?

Крымов Н.П., «Утро», 1918, холст, масло
Крымов Н.П., «Утро», 1918, холст, масло
Крымов Н.П., «Серый день», 1935, холст, масло
Крымов Н.П., «Серый день», 1935, холст, масло
Крымов Н.П., «У мельницы», 1927, холст, масло
Крымов Н.П., «У мельницы», 1927, холст, масло
Крымов Н.П., «После весеннего дождя», 1908, холст, масло
Крымов Н.П., «После весеннего дождя», 1908, холст, масло

Обратите внимание на картину «Серый день», написанную в 1935 году. «Неласковая Русь» предстала перед зрителем без прикрас и ухищрений. Как есть. Хмурое небо с бегущими волнами серых облаков заняло половину картины. Вид деревенской окраины — другую. Уютное на фоне бесконечного. Недвижимое на фоне безостановочного. Живописно-философское рассуждение в чистом виде! Абсолютно несвойственное прежним работам нашего героя. Теперь он исследует не настроение, а состояние окружающего мира. Не отталкивается от собственного понимания момента, а идёт вслед за его эмоционально-символическим наполнением.

Крымов Н.П., «Утро», 1914, холст, масло
Крымов Н.П., «Утро», 1914, холст, масло

Многообразие цветовых отношений серо-голубых небес — богаче всего того, что может предложить земной ландшафт, явно перекликающийся с полотнами Исаака Левитана. Небо несëт земле обновление и очищение дождём и ветром. В картине «Серый день» и в помине нет никаких условностей прошлых лет. Сплошное движение, ритмичность, внутренняя согласованность и набирающее темп живописное повествование.

Крымов Н.П., «Пейзаж с женской фигурой в красном», первая половина 1910-х, холст, масло
Крымов Н.П., «Пейзаж с женской фигурой в красном», первая половина 1910-х, холст, масло

И вот как прикажете анализировать творчество такого живописца, уважаемый читатель? Разнообразное до самоотрицания, оно не умещается в термины, определения и искусствоведческие формулы. Да и Бог с ними! Любить — не всегда тождественно понимать. На том и решим.

Крымов Н.П., «Розовая зима», 1912, холст, масло
Крымов Н.П., «Розовая зима», 1912, холст, масло

Автор Лёля Городная