Принимая решение о выдаче кредита на развитие компании, банки запрашивают бизнес-план, чтобы оценить потенциал дела и сроки его окупаемости. Чем грамотнее будет составлен план, тем выше шанс предпринимателя убедить банк в своей платежеспособности и получить кредит.
В каких случаях банку необходим бизнес-план от предпринимателя
Бизнес-план является обоснованием эффективности деятельности предприятия и демонстрирует цели кредитования. Бизнесмены, желающие получить кредит на развитие своего дела, предоставляют банковским сотрудникам бизнес-план как подтверждение жизнеспособности и доходности своей стратегии и продукта. Изучив бизнес-план, банк определяет максимальную сумму кредита, сроки, размер процентной ставки и порядок уплаты тела кредита и процентов.
Кредитные организации могут запросить бизнес-план в случае, если заемщик является индивидуальным предпринимателем, хочет получить кредит на срок от трех лет, не имеет достаточных залоговых средств или претендует на льготы.
Ключевые требования к бизнес-плану для получения кредита
Основная задача предпринимателя при составлении бизнес-плана – показать банку, что его стартап выйдет на достаточный уровень доходности для своевременного погашения платежей. Чтобы план выглядел максимально убедительным, рекомендуется осветить следующие моменты:
- конкретные цели, которые основатели компании планируют реализовать за счет кредитных средств;
- ожидаемый уровень дохода, который позволит заемщику вовремя закрывать кредитные обязательства, включая комиссионные платежи и процентные ставки;
- обоснование финансовых прогнозов через анализ рынка и конкурентов
Разделы бизнес-плана
Все показатели, которые предприниматель указывает в плане, должны подтверждаться аналитическими данными, результатами маркетинговых исследований или выдержками из финансовой модели компании. Структура должна быть последовательной и логичной, каждый пункт – завершаться выводами, максимально объективными и понятными.
Несмотря на то, что разные финансовые организации могут выдвигать свои требования к формату документов, перечислим ряд пунктов, которые в обязательном порядке входят в любой аргументированный и последовательный бизнес-план. Подробное описание разделов можно прочесть в статье «Структура бизнес-плана для инвестора».
Юридический статус заемщика
В данном разделе указываются реквизиты заемщика, данные о регистрации ИП или юридического лица с формой собственности и организационно-правовой формой, уставной капитал и структура управления. Также здесь необходимо указать действующие контактные данные компании.
Резюме проекта
В резюме необходимо кратко описать цели и преимущества своей компании, а также отразить основные финансовые показатели: уровень окупаемости и доходности, план продаж и прибыли и требуемый объем финансирования. Иными словами, резюме – это основные выкладки всего бизнес-плана, поэтому специалисты рекомендуют приступать к работе над ним тогда, когда все остальные разделы уже заполнены.
Анализ рынка и отрасли
Раздел представляет собой детальное описание особенностей деятельности в конкретной сфере. В нем указываются перспективы развития рынка, динамика цен и конкурентоспособность продукта. Также рекомендуется провести анализ бизнеса конкурентов, представив банку описание их сильных и слабых сторон. Особое внимание следует уделить изучению покупательского спроса – так предприниматель сможет доказать, что его продукт будет продаваться, а значит, приносить доход, за счет которого будет погашаться кредит.
Описание продукции или услуг
В данном разделе приводится наименование и спецификация товара или услуги, сфера применения, функциональное назначение, технические и стоимостные характеристики. В некоторых случаях следует подтвердить соответствие продукции государственным стандартам. Главная задача заемщика – доказать банку, что продукт готов к производству и продажам.
Операционный план
Операционный план определяет общий объем работ, их последовательность, позволяет установить схему распределения полномочий и ответственности между основными сотрудниками и подрядчиками. Он состоит из следующих разделов:
- план сбыта, в котором указываются влияние сезонности на бизнес, цены на продукцию, планируемые объемы продаж на год и месяц;
- производственный план, включающий в себя расходы на логистику, закупку сырья, оборудования, инструментов, технологий и прочие затраты, связанные с изготовлением продукции или оказанием услуги;
- штатное расписание с перечислением должностных обязанностей и требований к сотрудникам, необходимость привлечения внештатных специалистов, размеры заработных плат и вознаграждений;
- расходы на аренду или покупку недвижимости, коммунальные платежи, комиссии банкам и прочие операционные затраты.
Маркетинговый план
Маркетинговое продвижение – важный фактор в обеспечении высокого уровня продаж, поэтому тем, кто хочет убедить банк в жизнеспособности проекта, не стоит пренебрегать деталями, рассказывая о нем. В разделе указываются:
- портрет клиента и анализ целевой аудитории;
- конкурентные преимущества товара или услуги, которые будут использоваться в продвижении продукции;
- выбор рекламной стратегии, исследования, подтверждающие ее эффективность;
- рынок сбыта и методы привлечения целевой аудитории.
Финансовый план
На финансовый план компании банк обращает наибольшее внимание, так как он отражает динамику развития проекта и прогнозируемое движение денежных потоков. Обычно в данном разделе указываются расходы на запуск и обеспечение деятельности компании, особенности ценообразования, себестоимость продукции, потенциальный доход, окупаемость, рентабельность.
Особо тщательно следует подойти к обоснованию суммы кредита и плану погашения кредита: сумма, поступающая на счета предприятия, должна превышать кредитные платежи. В противном случае банк может отказать в кредите, так как не будет уверен в платежеспособности предпринимателя.
Материал по теме
Статья “Полное руководство по разработке финансовой модели для инвестора”
Экономические показатели компании
Данный раздел приводит основные финансовые показатели компании:
- прогноз доходов и расходов;
- налоги и сборы;
- размер потенциальной прибыли;
- решения, позволяющие минимизировать риски, и методы их реализации.
Заключение
Официально структура бизнес-плана для банка не регулируется – рекомендуем уточнить ее в банке. В любом случае, основная задача бизнес-плана – доказать банку вашу платежеспособность, продемонстрировав актуальность и доходность продукта, гибкость финансового плана, стремление работать над минимизацией расходов и продуманную, эффективную маркетинговую стратегию.
Материал по теме
Статья "Бизнес-план: для чего он нужен и как правильно с ним работать"