СГ-6, она же Тюменская сверхглубокая скважина, располагается в посёлке Коротчаево Ямало-Ненецкого автономного округа. Имеет глубину 7502 метра. Запущена в 1986 году Тюменской геологоразведочной экспедицией. Бурение велось с 1987 по 1996 годы, проходка шла (ежедневная, круглосуточная) до 1991 года. В настоящее время закрыта, обсуждается демонтаж объекта.
Целый месяц я искала контакты тех, кто поможет мне попасть в святая святых отечественной геологии, чудом уцелевшую до наших дней. Тюменская сверхглубокая скважина, она же СГ-6, всё ещё располагается в посёлке Коротчаево. Но в связи с тем, что объект действительно заброшен, найти хоть чьи-то следы, находясь в Тарко-Сале, непросто. Поэтому, завершив все дела, в очередную пятницу еду на место. Способ работает в 90% случаев, даже если ты не получаешь желаемого, всегда встречаются люди, которые выдают такие истории, что с лихвой гасят горечь поражений. Но в этот раз меня ждало всё и сразу.
Встреча в окопе
В Коротчаево, «собрав» по дороге все светофоры (торопятся закатать трассу до снега), добрались аккурат к концу обеда. Ещё издалека шестое чувство не просто шептало, орало: «Всё выйдет, стопроцентно!» Увидев вдали башню, сооружённую некогда над буром, уже не могла усидеть на месте: так подгонял адреналин. В спешке заехали не с той стороны, уткнулись в забор с колючей проволокой и широкий окоп. «Ограждают от любителей тащить чермет», - мелькнула мысль.
Тут же, вдоль окопа заметили тропинки, протоптанные грибниками. Одна из них привела за СГ-6, обнажив весьма живописный пейзаж: озеро с лесом и небольшими холмами, усыпанными брусникой. Но привлекло не это, а то, что вдалеке за забором стояла машина. На территории. А это значит, есть люди и хоть один, но шанс попасть внутрь.
Пока, как заправский шпион, я рассматривала объект через объектив камеры, почувствовала, как что-то мокрое коснулось моей ноги. Увлёкшись съёмкой, не заметила, как сзади бесшумно подкрался большой лохматый пёс. Сначала он неслабо напугал. Но увидев танцующий хвост, успокоилась: мне были рады.
Здоровяк ещё пару раз ткнулся мордой в коленки и деловито направился прочь по тропинке. Немного пройдя за собакой, заметила и забор, и вход с противоположной стороны. Значит, туда.
Главный энергетик
Оказалось, прежде здесь был расположен целый посёлок, обслуживающий скважину: вертолётка, балки, столовая, каротажка, огромные склады, само здание скважины и административный корпус конторы в нём, ещё один - рядом с общежитием. Большая такая территория. На порог, конечно, не пустили, как ни «договаривался» наш новый четвероногий друг. А вот вахтёра удалось найти. Она же позвала «кого надо».
Навстречу нам в высоких резиновых сапогах вышел Сергей - главный энергетик объекта. Познакомились, обменялись контактами и договорились встретиться на следующей неделе: пока он получит добро у директора НПЦ «Недра» (так вот кто владелец!), я подготовлю оборудование и приеду пораньше, чтобы не бродить по «заброшке» в потёмках. На том и порешили.
Уезжать откуда-либо, когда цель так близка, скажу я вам, весьма непросто. В тот день, предвкушая будущую встречу и собирая те же светофоры, но уже на обратном пути, я и не подозревала, какая история меня ждёт. Даже сейчас, работая над этим материалом, до сих пор не верю той журналистской удаче, что обрушилась на голову освежающим ливнем. Но обо всём по-порядку.
Осторожно, двери открываются
«Только смотрите под ноги», - говорит главный энергетик, пока его помощник снимает с дверей увесистый замок. В назначенный день заветные двери всё-таки открылись для нас. «Здесь нет света, - продолжает Сергей. - Надеюсь, вы взяли с собой фонари?». Получив утвердительный ответ, он быстро скрывается в довольно освещённом помещении. Только потом я понимаю, что полезем намного дальше - там то и пригодятся источники света.
«Недавно к нам китайцы приезжали, - рассказывает энергетик. - Вот восторгу было! Облазили всё, осмотрели, пощупали. Один умудрился даже каким-то образом распороть палец в темноте о какой-то кусок железа. Но был очень доволен».
Когда глаза свыкаются с внутренним освещением, осматриваемся. По коже бегут мурашки. Словами не передать, насколько грандиозное сооружение предстаёт перед глазами. На огромной площади с высокой крышей располагалась когда-то и контора Тюменской геологоразведочной экспедиции, и бурильщики. Между этими двумя мирами под одним сводом - рабочим и административным - большое пространство. На полу лежат рельсы: по ним подвозили к установке буры. Эти трубы поднимали по желобу на семиметровую высоту на верхнюю палубу - помещение, откуда из пункта управления бурильщики контролировали процесс. Рядом высокая лестница. Сейчас на предприятиях от такого бы ахнули, а главные по технике безопасности хватались за сердце.
Но прежде чем подняться по ней, мы отправились на нижнюю палубу. Туда, где навсегда в земле замер бур. В уже загробное царство огромных двигателей и насосов, выдававших когда-то невиданную энергию.
Нижняя палуба
«С того момента, как всё остановилось, здесь скопилось огромное количество мусора, - поясняет наш провожатый. - Сейчас всё очистили, вывезли. Но будьте осторожны, кое-что ещё попадается под ноги, а в машинном отсеке нет света».
Двигаясь очень медленно, мы заходим внутрь: вот они, гигантские двигатели. До того, как объект поставили под охрану, первопроходцы-мародёры уже сняли с них всю медь, предварительно выбив стёкла с дверок, закрывающих механизмы. Здесь темно, включаем фонари.
«Вот устье с зацементированной колонной, - показывает Сергей, а дальше продолжает объяснять на простом языке, чтобы было понятно нам, людям, далёким от геологии. - Технология такая: бурят, опускают колонну, потом приезжают геофизики, взрывают заряды с маленькими шариками, которые пробивают колонну на разных расстояниях, и по давлению определяют количество газа, нефти и прочего. Эти данные подаются в научный центр. К нам на практику приезжали многие учёные и доктора наук. Здесь же испытывали различные установки».
Эта же установка была рассчитана на 15 тысяч метров, но остановились на семи с половиной - нашли, что искали: и нефть, и газ. Правда, не в таких больших количествах, как в других бассейнах.
«К тому же, - говорит энергетик, - это работа для далекого будущего: ещё не научились на таких глубинах добывать».
На колонне датчик давления показывает ноли. Стрелки больше не рванут к высоким отметкам - отсоединено всё. Теперь это своего рода памятник.
Разглядываем знаменитые электродвигатели: на валах ещё сохранились стальные тросы (лебёдки опускали и поднимали саму колонну). Удивительно, но ржавчины совсем мало, словно кто-то смазывал огромные механизмы всего пару лет назад. Высота стальных моторов - метра три с хвостиком, они покрыты пылью, налипшей на мазут. Такие завод больше не выпускал, они уникальны, сделаны именно для этой буровой. Их мощность - мегаватт двести (!). За ними стояли четыре насоса с такими же мощными двигателями-«мегаваттниками». В общей сложности они потребляли семь мегаватт, поэтому на территории есть своя мощная подстанция.
С потолка льёт - через прохудившийся саркофаг падают капли на установки. Скоро, по словам энергетика, всё отправится на металлолом. Даже лебёдка - она слишком большая, с такими уже нигде не бурят. Разберут, останется лишь металлическая труба с манометром, как на Кольской.
Провожатый удивляется моему расстройству: «Здесь вообще ничего не должно было сохраниться, демонтаж обычно начинают сразу. Это даже удивительно, что спустя столько лет всё в сборе. Свою задачу на СГ-6 выполнили».
Под шум дождя возвращаемся обратно. Впереди - подъём на верхнюю палубу, место, где происходило всё самое интересное, и события, которых мы никак не ожидали.