«Железный парень» и «Володя», так уважительно и в то же время по-свойски обращались к Абдуле Цароеву однополчане, с которыми уникальный разведчик провел не один военный год
Ребенок появился на свет в день смерти отца. Дуда Цороев был смертельно ранен в боях Гражданской войны. Мать - Кейпа Албастовна, назвала сына, как хотел погибший муж. Она растила и приобщала мальчика к труду так, как делал бы это настоящий мужчина. Лучшие качества, традиционно, передавались внутри тейпа, бережно хранились заветы, а подвиги старшего поколения служили неизменным ориентиром в любых жизненных ситуациях.
Судьба Абдулы Дудиевича была полна неожиданных поворотов и самых настоящих испытаний. Студент московского театрального института до начала войны успел выйти на подмостки и услышать первые аплодисменты. Вместе с будущим командиром учился отец Муслима Магомаева и знаменитые деятели культуры. Двадцатидвухлетний ингушский парень встретил начало Великой отечественной войны уже далеко не новобранцем. Со второго курса института, по совету своего дяди Бейсултана Цороева, который участвовал в гражданской войне и был личным охранником знаменитого Серго Орджоникидзе, Абдула пошел учиться военному делу в Белоруссии в стенах Калинковичского училища.
Цароев выпустился из училища уже лейтенантом и официально мог командовать ротой. Под Брестом ему пришлось впервые проявить не творческий талант, а военную решительность и бесстрашие офицера. Молодой боец вместе со своими солдатами больше десяти раз выходил против врага в штыковые атаки. В одной из них герой был ранен, но продолжал отражать агрессию.
Встретившись в лесах с отрядом Дмитрия Медведева, лейтенант начинает заниматься диверсионной деятельностью. Будучи начальником разведки, Цароев принимал в свои ряды бойцов, отбившихся от батальонов и местных, которые отчаянно сопротивлялись разрозненными отрядами. Брянские леса, Западная Украина, Казахстан и Киргизия…Подвиги ингушского героя занимают ни одну страницу книг, газетных полос, праздничных плакатов и штендеров. Разгромленные фашистские заставы, комендатуры, уничтоженные офицеры – захватчики, освобожденные заложники вписали имя Абдулы Цароева в летопись 40-ых годов.
Группа Цароева ликвидировала завод по ремонту немецких танков; у села Борки - маршевую роту гитлеровцев; мельницу, которая снабжала гитлеровцев; немецкий гарнизон в Жиздры. Особенно запомнилась важная находка после очередной победы – гестаповский жетон с надписью «Тайная государственная полиция. №4885». Именноон помог нашим разведчикам похитить в Ровно командующего Восточными войсками генерала Ильгена.
Медаль Партизану Великой Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, Красного Знамени, «За оборону Москвы» и другие достались отважному бойцу высокой ценой.
Работа в органах госбезопасности Киргизии, пенсионные будни в Нальчике и смерть в родной Назрани в возрасте 66 лет завершили славный путь «Володи», который так и не был официально признан Героем Советского Союза. Дети легендарного разведчика до сих пор живут в доме отца, построенным по указанию однополчанина Юрия Андропова. Улицы с именем отважного ингуша, школа-интернат «Горский кадетский корпус», посмертный орден «За заслуги» будут всегда напоминать о воинской чести и самой искренней преданности Родине. Они будут учить подрастающее поколение гордиться землей, мир на которой достался дедовской кровью.
Валерия Поддаева