Сегодня будет материал о том, что раньше трава была зеленее и воздух чище, а молодежь покладистее. Поговорим о том, как трансформировалась профессия фотограф за последние пол века.
Дело в том, что мое погружение в профессию пришлось как раз в момент прихода цифровых технологий. То есть учился я еще на пленке, а цифра потихоньку начинала развиваться и покарать рынок. Сейчас любой фотограф скажет, что цифровые технологии, это чудо и огромное благо для профессии. А я вот готов с ним поспорить.
В пленочные времена наша профессия была «сакральной», ее боялись и уважали, фотограф для обывателя был сродни «алхимику». Никто толком не знал, как мы получаем свои снимки. Снимать на пленку, не на мыльницу, которая все же выдавала регулярно хоть какой-то результат, а на камеру с настройками выдержки и диафрагмы, было очень страшно. Когда я пришел в фотографию, молодых фотографов в моем городе было максимум человек 10, и я их всех знал, а до этого несколько лет в городе фотографической молодежи не было вообще. И в первые годы моей профессиональной деятельности и с заработками, и с общественным уважением к нашей работе все было отлично.
С приходом цифры все потихоньку стало меняться, сначала цифровые зеркалки, были доступны только профессионалам, мы ими конечно вооружились, и тогда все еще было круто. Приходило лето, и я знал, что, будет много свадеб, а следовательно, и с деньгами будет хорошо.
Но неумолимый маркетинг стал набирать обороты с такой силой, что очень скоро на рынке появились весьма бюджетные цифровые зеркалки, а процесс вхождения новых людей в профессию сильно упростился. Молодому человеку нужно было соблюсти всего три условия, купить зеркалку, изменить себе имя «в контакте» на «Вася фотограф Иванов» и добавится ко мне в друзья. И вуаля, новоиспеченный иркутский фотограф. В какой-то момент, это безобразие дошло до таких масштабов. Что просто стыдно стало говорить о принадлежности к профессии. По интернету ходили колкие остроты про завод по сжиганию фотографов. Профессия моментально утратила всю магию, а кроме того и финансовую привлекательность. Потому что все эти граждане начали безбожно демпинговать цены на рынке фотоуслуг.
А в пленочные времена, фотограф был «фигурой». Вторая половина 20 века – золотое время фотографии. Мой друг Эдгар Брюханенко работал собкором ТАСС, по Сибири и Дальнему востоку, снимал все великие стройки, ГЭСы, угольные разрезы, заводы, да что там, города строили. Вот это была работа. Да ты всегда не дома, да ты всегда с собой везешь фотоувеличитель и встаёшь рано, чтобы в ванной гостиничного номера проявить негативы и напечатать снимки. Но ведь ты король мира. Когда собкор ТАСС приезжал в какой-нибудь колхоз или совхоз, это же было событие, пир горой, гостеприимство, девушки, заработки на снимках, сделанных для председателя.
Да и тот вес, который в те времена имела фотография, газета была мощным средством массовой информации, телевиденье только развивалось, а на радио только аудио контент. Многие читали газеты и ТАССовские снимки ежедневно видели миллионы людей.
А сама работа какая интересная, каждый день новая масштабная локация, новый сюжет, новая история, каждый день смена декораций, от Байкала до Тихого океана, от пустыни Гоби до вечной мерзлоты Якутии. Мечта, а не работа. Конечно попасть в ТАСС тоже было не просто, таких счастливчиков было не много. Но в любом случае в каждой региональной газете был свой фотокор. Были свадебные и школьные фотографы, фотографы портретисты, и все они были уважаемыми людьми, адептами интересной и загадочной профессии. Поход к фотографу был целым ритуалом, к нему готовились всей семьей, причесывались, красиво одевались. А сейчас…
Цифра обесценила фотографию, сделала ее настолько доступной, что теперь у каждого человека в кармане лежит фотоаппарат, он же телефон, который весьма неплохо фотографирует, и не надо ничего настраивать, а уж тем более проявлять.
Сегодня фотографы нужны для того чтобы снимать различные товары для интернет магазинов. Клиенту же нужно знать, как выглядит тот объект, который он хочет купить. Это дело серьезное и крайне бытовое, никакой магии.