Мишка проснулся рано. Бабушка Стеша гремела у печки чугунками. Дед Паша стругал большим ножом лучину у печки, стараясь помочь бабушке. Отец с матерью тоже проснулись. Они собирались на работу. Мишке не хотелось вылезать из теплой постели, ведь изба за ночь выстудилась. Он опять нырнул под одеяло.
Свет горел только на кухне, где бабушка готовила завтрак отцу с матерью. Мать Миши работала телятницей на ферме, а отец- лесником. Каждое утро они уходили на работу.
Бабушка собирала отцу тормозок, ведь день долог. В тормозок бабушка положила пару сваренных яиц и картошину в мундире, шмоток сала, отрезала от огромного каравая, испечённого вчера в русской печке, огромный ломоть хлеба, в спичечный коробок насыпала соли. Тормозок завернула в тряпицу и положила в дедушкину сумку, с которой он раньше ходил пасти колхозный скот. Теперь дед стал стар.
Под этот шум Мишка уснул опять. Старый дед перебрался в горницу к голландке, это такая круглая печка посреди избы, и начал растапливать её. Кошка Муренка сидела рядом и поглядывала на поленья, которые начали тихонько потрескивать.
После дед, ворча, взял Мишкины валенки и начал их подшивать:
- Опять пострелёнок всё до дыр стёр! Простудится напрочь, латать надо.
Постепенно в комнате становилось всё теплее и теплее. Спросонок Мишка слышал, как бабушка Стеша покормила деда, тот, кряхтя, оделся и пошел во двор:
-Опять снега навалило. И когда угомонится непогода...
Дед ушел, впустив клубы мороза в горницу. Бабушка для приличия крикнула вдогонку:
-Закрывай быстрее, всю хату выстудишь. И так не натопишься.
Мишка проснулся от того, что дверь опять заскрипела и в горницу зашла соседка Матрёна:
-Добрый день, соседушки,- проговорила она.
- Проходи, проходи, Матрена. Как раз к столу. Попьёшь с нами чаю?
- Не откажусь...
Мишка выпрыгнул из-под одеяла и побежал на кухню.
- Садись, пострелёнок, чай с нами пить. Вот и блины уже поспели,- ласково сказал бабушка Стеша.
Мишка запрыгнул на табуретку, на которую бабушка постелила тёплую шаль, чтобы Мишка не замёрз. Мальчик схватил горячий блин, жадно стал есть и запивать парным молоком, которое бабушка налила из большой крынки.
Матрёна позвала бабушку в горнице, и они о чём-то начали шептаться. Мишка сразу понял, что они обсуждают соседа, который вчера громко пел песни, а потом ругался со своей женой теткой Дарьей. Соседка Матрёна знала первой все новости, а потом приносила их соседям.
Мишка поел, быстро натянул на себя высохшую после вчерашней прогулки одежонку, которую бабушка сушила на печке. Надо было сделать все быстро, ведь вчера он так заигрался на улице, что бабушка разыскивала его с хворостиной и грозилась больше на улицу "не пущать".
Дед валенки починил и положил у печки на лавку, чтобы теплыми были. Мишка схватил их, запрыгнул в них, так как они были немного большими, ведь свои он стер до дыр. Дед ругался, что починке они уже не подлежат, и придется Мишке всю зиму у окошка просидеть. Но потом сжалился, нашел старые валенки, подлатал их. Но Мишка несмотря на то, что они были ему большими, был им рад. Уж очень он любил зимние игры.
Не успела бабушка что-либо сказать, как Мишутка выскочил и убежал на улицу. Во дворе сгребал снег лопатой дед. Мальчишка тихонечко схватил санки и, стараясь не шуметь, прошмыгнул на улицу, стремглав пустился вдоль домов к школе.
Там за школьным садом находилась огромная горка, но, к сожалению, на горке было всего несколько ребят. Это были дошколята, которые ещё не ходили в школу: Ольга, Петька и Колька. С ними было весело кататься.
А через несколько часов к ним присоединилась и другая ребятня. Они катались паровозиком, кувыркались в снегу. А после пошёл мокрый снег, и Ванька, внук сторожа школы, предложил строить снежную крепость.
Все начали катать комья, складывать их друг на друга. С каждым часом снежная крепость становилось всё больше и больше.
Но вскоре на горе появилась бабушка:
-Аль домой не пора? Еще утром убёг. Неужто все не наигрался. Пошли, а то отцу нажалуюсь...
Мишутка повернул голову. Эх, как не хотелось ему уходить, но ослушаться было страшно. Он понуро поплелся домой. Тащил за собой салазки. Идти было почему-то тяжело. За день одежда промокла и покрылась ледяной коркой. Мишка понуро шёл домой и слушал, как бабушка ворчит.
- Вот расскажу всё отцу с матерью! Чтоб не пущали тебя больше гулять... Знамо дело весь день гулять. Промок весь. Дед не успевает валенки твои чинить. Да и голодный ведь. Разве так можно?!
Подойдя к дому, Мишка увидел лошадь отца.
-Вон и отец уж с работы приехал, а ты все не нагулялся.-продолжала кропотаться бабушка Стеша.
Мишка побежал домой, но в сенцах его встретил дед:
-Нагулялся, постреленок. Давай хоть снег обмету, нечего избу холодить. Он взял прислоненный у крыльца веник и стал обметать его со всех сторон.
Рядом стояла бабушка. Она уже не ругалась. а мило улыбалась:
-Настоящий снегурок! Топай в избу , буду вас всех кормить.
Бабушка раздела внука, повесила сушить мокрую одежду к печке и стала накрывать на стол. Достала чугунок со щами из печки, сковородку с томленой картошкой, поставила крынку молока.
Дед тем временем нарезал хлеб. Из горницы вышли отец с матерью. Мишка с красными от мороза щеками грелся на песке, увидев родителей спрыгнул и обнял мамку. А отец подхватил его на руки и таинственно сказал:
-А ты знаешь, кого я в лесу-то сегодня встретил?! Лисичку. Такая красивая, вся рыжая, а хвост большой и пушистый. Она тебе гостинец передала.
Отец вытащил из сумки тормозок. Там лежало одно яичко, пара кусочков сала и несколько карамелек.
-Вот угощайся.
-Пусть сначала поест хлебыва, а потом уж лисичкины гостинцы ест. Весь день голодный, на своей горке пропадал. Там ему как медом намазано.
Мишка уселся за стол, схватил ложку, стал щи хлебать. Оказалось, что и вправду он сильно проголодался. Щи бабушка сдобрила сметаной, и они были очень вкусными. А потом от усталости положил голову на край стола и не заметил, как уснул.
- Эх набегался,-ласково проворчала бабушка. Несите-ка его спать. Промерз за день. Укройте потеплее.
Отец усмехнулся, подхватил на руки спящего сынишку и отнёс на кровать, укрыл тёплым одеялом, улыбнулся, чмокнул в лоб:
- Детство оно одно. И я так когда-то бегал, игрался....