Найти в Дзене

Почему дети не понимают, что говорит учитель: результаты исследования

Оглавление

Вот реальная ситуация. Дети на уроке знакомятся с новым правилом. Через некоторое время учитель просит повторить правило, а ученик не может. Знакома ситуация?

Или вот ещё одна. На уроке учитель задаёт детям решить задачку. Ребёнок читает задачу и говорит, что не понимает, как её решить. Сталкивались с такой проблемой?

Ситуации, когда дети не понимают учителя происходят так часто, что невольно задумываешься, в чём тут дело? Давайте разбираться.

Мнение компетентных товарищей

Что говорят педагоги по поводу такого явления?

Большинство педагогов указывают на следующие причины:

  • Слабое развитие мышления ребёнка. Ребёнку трудно увидеть связи между словами и понятиями. Трудно установить, что является причиной, а что следствием.
  • Слабое развитие навыка чтения ребёнка. Ребёнок не понимает, что читает из-за ошибок при чтении. Он не может найти в тексте нужную информацию. Опять же, не может связать события, происходящие в тексте.
  • Ребёнок отвлекается. Ребёнок не может удерживать долго внимание. Через некоторое время от начала урока он уже не воспринимает слова учителя. По сути, "не слышит" его.
  • Ребёнок ленится. Многим детям трудно заставить себя выполнить задание учителя. Не хватает силы воли. Такие дети, как правило, недостаточно мотивированы на учёбу.

Да, действительно. В школу приходят дети с недостаточным уровнем психического развития. Есть дети с некоторыми нарушениями в развитии, которые не позволяют полноценно осваивать школьную программу. Это дети с нарушениями речи, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, дети-аутисты. Таким детям необходима помощь специалистов.

Но это другая проблема.

Мы же поговорим о детях, у которых есть все предпосылки к успешному обучению. Но на деле ничего не получается.

Где же настоящие причины?

Причины, указанные выше, скажем так, очень удобны. Поставили "диагноз" - и отбросили проблему.

Меня это не устраивает и как педагога, и как родителя.

Разбираясь глубже в этой проблеме, я поняла, что есть другие причины, почему дети “не понимают” учителя, не запоминают учебный материал. Их не сразу разглядишь, особенно когда много детей в классе. Эти причины открываются, когда общаешься с ребёнком один на один. И есть возможность понаблюдать за его поведением в течение некоторого периода в разных ситуациях.

Понаблюдаем и мы (ой, люблю это дело!)

Наблюдение 1

Повторяем пройденный материал. Ребёнок допускает ошибку. Причина - использует неверный алгоритм или вообще действует не по алгоритму.

Например. В задаче на движение ребёнок ищет скорость. Для этого нужно расстояние поделить на время. Ребёнок знает правило, но почему-то умножает, вместо того, чтобы делить.

Наблюдение 2

Учитель объясняет, как выполнить задание, а ребёнок выполняет в точности до наоборот. На вопрос учителя "Почему так?" ребёнок даёт невнятный ответ.

Например, учитель просит начертить таблицу к условию задачи. А ребёнок почему-то чертит схему.

Наблюдение 3

Изучаем алгоритм деления круглых чисел. Практикуемся в решении по алгоритму. Однако, ребёнок продолжает выполнять задание, не используя этот алгоритм, а используя обычный алгоритм деления.

Наблюдение 4

Решаем задачу. Сначала всё хорошо. Но потом что-то не получается (неверно выполнил действие или выбрал не тот знак действия). После первой неудачи желание решить задачу до конца у ребёнка отпадает.

Наблюдение 5

Ребёнок совершил ошибку при выполнении задания. Он и сам это понимает, и другие дети (включая учителя) это видят. Но ребёнок не признаётся и утверждает, что он прав.

Наблюдение 6

Ребёнок отказывается от выполнения задания. Объяснения могут быть такие: "Такой большой текст!", "Это сложная задача", "Я не люблю разбирать предложение". Или же ребёнок просто не выполняет задание без всяких объяснений.

Качества, которые мешают учиться

Наблюдения показывают, что причины проблемы кроются в определённых качествах личности ребёнка. Эти качества реально мешают ребёнку узнавать новое, закреплять полученные знания. Разберём, что это за качества.

1. Несерьёзное отношение к делу. В данном случае к учёбе. Хочу напишу такую букву, а хочу - другую.

2. Неумение слушать других людей, принимать чужое мнение.

3. Непринятие любых правил. Это ведёт к анархии. А анархизм, как известно, никогда не был двигателем прогресса.

4. Неумение проигрывать. Глубокое переживание из-за неудачи.

5. Завышенная самооценка. Неадекватная оценка результатов своего труда.

6. Всяческое избегание трудностей.

Эти качества мешают ребёнку не только учёбе. Если их не "перевоспитать", то они будут мешать ребёнку и в будущей жизни.

Что же делать?

Научите ребёнка правильно общаться с людьми:

  • внимательно слушать собеседника
  • не перебивать того, кто говорит
  • не употреблять обидных слов и выражений
  • корректно уходить из разговора, если он нежелателен.

Учите ребёнка трудиться! Сочетайте труд умственный с трудом физическим. Если взялся за дело, сделай его аккуратно, так, как должно быть. Обязательно доведи дело до конца.

Постарайтесь научить ребёнка не сдаваться в сложных ситуациях, а искать выход из создавшегося положения. Выход есть всегда!

Покажите ребёнку пример уважения к другим людям, к их мнению. Если вы не согласны с мнением другого человека, надо уметь привести свою точку зрения по данному вопросу. Учите ребёнка отстаивать своё мнение уважительно к другим людям.

Начиная с 1-ого класса учите ребёнка соотносить результаты своего труда с образцом и искать пути улучшения своего результата.

Учите ребёнка соблюдать правила. Это касается и правил общения, о которых мы говорили выше, и правил поведения в данном конкретном месте. Со своим самоваром в гости не ходят!

Главные правила любого учения:

"Учись тому, чего не знаешь и не умеешь".

"Старайся использовать свои знания в повседневной жизни. Знания ради знаний бесполезны".

И почаще напоминайте ребёнку (да и себе заодно) известную пословицу "Делу время, потехе час".