Среди Героев Советского Союза, которые всего несколько дней не дожили до Победы и пали смертью храбрых в ожесточенных боях с врагом - старший лейтенант Кузнецов Василий Григорьевич, погибший 6 мая 1945 года.
Этот небольшой рассказ не только о нем, но и о старинном немецком городке – единственном в Германии городе, взятом без единого выстрела...
Василий Кузнецов родился 5 июня 1916 года в селе Петрово (ныне – Бельского района Тверской области). В 1938 году окончил Тамбовское кавалерийское училище.
На фронте Кузнецов - с июля 1942 года. Он сразу попал в страшное Сталинградское пекло. И сразу отличился - был удостоен ордена Красного Знамени.
Там же под Сталинградом сражался в рядах вермахта оберст Петерсхаген, командовавший гитлеровским полком. Он был тяжело ранен и заслужил "Рыцарский крест".
Военные дороги Кузнецова и Петерсхагена вновь сойдутся в 45-м, в городе Грайфсвальде…
После Сталинграда гвардии старший лейтенант В. Г. Кузнецов, заместитель командира батальона 229-го гвардейского стрелкового полка 72-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовал в Курской битве.
5 июля, в бою у станицы Топлинка Белгородской области, он заменил погибшего командира роты и обеспечил выполнение поставленной боевой задачи. Описание его подвига приведено в наградном листе:
27 августа 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший лейтенант Василий Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.
С ноября 1944 года В.Г. Кузнецов - помощник начальника оперативного отдела штаба 116-го стрелкового корпуса. На завершающем этапе войны ему довелось лично участвовать в планировании освобождения от фашистов города Грайфсвальд, а потом - быть свидетелем и участником необычной капитуляции.
Грайфсвальд – город в земле Мекленбург-Передняя Померания. Город – очень древний. Но сегодня его, в основном, упоминают, как крайнюю точку газопровода «Северный поток».
Между тем, с Грайфсвальдом связана необычная история, произошедшая на завершающем этапе Великой Отечественной войны. 30 апреля 1945 года комендант города оберст Петерсхаген сдал его без боя командованию Красной армии. Это был единственный случай, когда город был взят без единого выстрела.
Командир 90-й стрелковой дивизии генерал-майор Н.Г. Лященко, принявший у оберста Рудольфа Петерсхагена капитуляцию, выдал ему документ о том, что он добровольно сдал город.
Этот уникальный случай описан в мемуарах советских военачальников[1]. В ГДР в 60-х годах прошлого века был даже снят сериал «Совесть пробуждается». Рудольф Петерсхаген тоже написал воспоминания «Мятежная Совесть» о «мирной передаче города Грайфсвальд» Красной Армии, а также о своей судебной эпопее (но это уже другая история).
Если же говорить о капитуляции Грайфсвальда, то комендант города оберст Петерсхаген, прошедший, как и Василий Кузнецов, горнило Сталинграда, хорошо понимал, что исход штурма города, да и всей войны, уже предопределен. Поэтому, руководствуясь целью сохранить древний город и жизни горожан, он сумел уговорить участников городского совета и даже командиров подчинённых ему частей, а потом направил в штаб советской 90-й стрелковой дивизии делегацию парламентёров.
Условия капитуляции немецкого гарнизона были успешно согласованы, группа нацистов, которые пытались сорвать переговоры – уничтожена. В последний момент сбежали со своими семьями обер-бургомистр города, офицеры СС и гестапо, хотя перед этим они клялись защищать город от русских и умереть с именем фюрера на устах.
Представителям Красной Армии сдались 12 000 солдат вермахта ополченцев фольксштурма и боевиков гитлерюгенда.
Церемония капитуляции проходила днём 30 апреля в городской ратуше.
В этот день в Грайфсвальде царил порядок, в городских школах и местном старинном университете (один из первых в Германии) продолжались учебные занятия... А рядом бушевал военный вихрь.
6 мая 1945 года, Василий Григорьевич Кузнецов погиб в ходе проведения десантной операции по овладению островом Рюген, севернее Грайфсвальде.
Герой Советского Союза В.Г. Кузнецов похоронен на воинском кладбище в городе Грайфсвальде.
ПОСТСКРИПТУМ 1.
Свою жизненную позицию, сформированную в окопах Сталинграда, оберст Рудольф Петерсхаген, не менял до конца жизни. 30 апреля 1945 года Петерсхаген честно предупредил советских офицеров, что не является коммунистом и действует «по велению совести», Он отказался выпить тост, поднятый на банкете в честь Сталина. До 1948 года Петерсхаген находился в советском плену. А в 1951 году, во время поездки в ФРГ, был арестован американцами. Оберст обвинялся в «пропаганде социалистических идей» в ФРГ и «подрыве безопасности оккупационных властей», был приговорен к 12 годам тюрьмы. После того, как в 1955 году Петерсхагена освободили досрочно, на вокзале его встречал с цветами практически весь город Грайфсвальд. Петерсхаген был избран почётным гражданином этого города. Вот что писал немецкий оберст Петерсхаген в своих мемуарах: «Я раньше думал, что против нас стоит враг, — „злые русские“. Но теперь я согласен с мнением советского генерала Борщева (командир 46-й стрелковой дивизии генерал-майор С.Н. Борщев - авт.): „злые русские“ — настоящие друзья миролюбивого народа нового германского государства... Пропаганда Геббельса утверждала: большевики убивают всех пленных. Но, когда нам случалось отбивать взятых в плен немецких солдат, мы убеждались: русские не тронули даже волоса на их голове!».
ПОСТСКРИПТУМ 2.
О смерти Василия Кузнецова сообщил жене его друг и сослуживец Олесь Гончар, будущий народный писатель Украины, Герой Социалистического Труда и Герой Украины, лауреат Ленинской, двух Сталинских и Государственной премий. На рубеже 80-х-90-х годов прошлого века он быстро "перекрасился" в жовто-блакитные цвета, выступил инициатором создания Общества украинского языка и «Народного руха Украины». Вот что он написал в своем дневнике о Донбассе, еще в 1993 году (в переводе на русский язык): «Донбасс – это раковая опухоль, отрежьте его, бросьте в пасть империи, пусть подавится! Потому что метастазы задушат всю Украину! Что даёт Донбасс нашей духовности, нашей культуре? ... Нет, пусть нас будет меньше на несколько миллионов, но это будет нация. Мы способны будем возродиться, войти в европейскую цивилизованную семью...».
Таковы гримасы истории.
Комментарии делайте сами.
[1] Мемуары И.И. Федюнинского "Поднятые по тревоге" (М. Воениздат, 1961), Н.Г. Лященко "Годы в шинели" (Кыргызстан, 1974) и др.