У каждого психологического направления есть свое «сердце»: то, считается ключевым для понимания человека и для преобразования страдания в счастье.
В психоанализе это – бессознательное.
В гуманистической психологии – человечность.
В когнитивно-поведенческой – мышление.
В советской психологии место этого ключевого концепта занимает деятельность.
Теория деятельности буквально пронизывает всё. Она создавалась в 1920-30гг разными учеными, это коллективный труд советских психологов. Она обязана работам С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др.
Наиболее полно она изложена в трудах Алексея Николаевича Леонтьева.
Деятельность – это система взаимодействия субъекта с миром.
Это не линейное взаимодействие. Оно многоуровневое.
Сначала в субъекте зарождается психический образ (то, чего хотелось бы достичь). Затем этот образ находит в реальности подходящий объект, в который он готов воплотиться. У субъекта с объектом возникают отношения. И затем субъект реализует эти отношения.
Когда-то я захотела стать психологом. Но это не так было – «хочу стать психологом». Нет. Я работала в магазине. Сидела за кассой с недописанной диссертацией по Тютчеву и мучилась, что жизнь утекает в песок. Случайно меня занесло на терапию. Я ничего не поняла – зачем говорить с незнакомым человеком, который толком не отвечает, только кивает и слушает? Но он мне понравился, этот человек. Точнее, она. Приятная красивая женщина, сидящая в кресле, которой я отдала свою недельную зарплату. «Бывает же… Вот бы и мне так…» – пронеслось где-то на краю сознания. До сознания такие мысли (в том моем состоянии) не допускались внутренним критиком. Он был мастер, чтобы не давать мне шанс на достойную жизнь.
Конечно, я забыла про это. Но образ, образ-то уже возник! Поселился внутри меня. И начал вести подрывную деятельность. Произошла куча событий. В какой-то момент я осознала, что работаю с людьми и сижу в приятном кресле. Но я все еще не была психологом. Считала, что мне это не нужно, ведь и так хорошо (спойлер – внутренний критик лил мне в уши, что я недостойна такой профессии, где психологи, а где ты).
Но дальше я таки получила образование, защитила магистерскую, опубликовала статью в журнале, открыла практику.
Так вот, все вышеперечисленное, начиная с магазина, – это деятельность. Моя деятельность психолога.
Внутри деятельности есть действия. Например, публикация этого текста.
Для того, чтобы состоялось действие, необходимо совершить некоторое количество операций. Мне потребовалось написать этот текст в ноуте, отредактировать, копировать его в ВК, присоединить фото, нажать кнопку «опубликовать».
Таким образом, деятельность имеет сложную структуру. Для понимания А.Н. Леонтьев предложил эту схему-цепочку: деятельность – действие – операция – психофизиологические функции.
Видов деятельности бесконечное количество. Столько же, сколько людей. Классифицировать их вряд ли возможно. Но можно выделить 3 основных вида деятельности, которые свойственны всем людям.
Это игра, учение и труд.
Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство материального или идеального продукта. Играют для развлечения, для получения отдыха.
Игры бывают
- индивидуальные (играет 1 человек) и групповые (несколько)
- предметные (с предметами), сюжетные (разворачиваются по определенному сценарию), ролевые (ограничивают поведение ролью)
- по правилам и спонтанные
Учение – вид деятельности для приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть специально организованным или происходить попутно с другими видами деятельности. У взрослых людей учение носит характер самообразования. Учение также осуществляет психологическое развитие субъекта.
Труд – деятельность, благодаря которой существует общество. Труд создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует условия жизни. Основное в труде – создание орудий труда, с помощью которых осуществляется наука, промышленность, творчество.