"Процесс концерта – это процесс взаимопроникновения исполнителя и слушателя, и если реакция с двух сторон достигает определенного и необходимого накала, тогда это превращается в акт служения искусству. Нельзя претендовать на понимание всего. Понять все слишком сложно. Даже «чижик-пыжик» неслыханно сложен. Это действительно так и есть! Чисто сыграть «чижик-пыжик» трудно"
Среди выдающихся дирижеров есть человек, которого называют гордостью мирового исполнительского искусства – это Геннадий Рождественский.
Геннадий Николаевич Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900-1962) и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской (1900-1997).
С 1945 по 1947 год учился в Московской музыкальной школе им. Гнесиных по классу фортепиано у Елены Гнесиной. В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского как пианист. После этого поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано.
В годы обучения в консерватории Геннадий Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов (Берлин, ГДР), а в 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, Румыния).
Рождественский считался разносторонним дирижером и высококлассным музыкантом с гибкой техникой. В его интерпретациях чувствовалось эмоциональное содержание произведений и его определенный исполнительский стиль, в котором сочетались логика, интуиция и спонтанность. В Советском Союзе он много записывался с большой тройкой музыкантов Давидом Ойстрахом (скрипка), Святославом Рихтером (фортепиано) и Мстиславом Ростоповичем (виолончель).
Когда Геннадий Николаевич выходил к оркестру, то вокруг него сразу все менялось. Музыканты мгновенно концентрировались в желании сыграть идеально. Однако важно понимать, что Рождественский работал с высококлассными оркестрами, и его ассистенты проводили немалый объем предварительной репетиционной работы.
Дмитрий Крюков, главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, приглашенный дирижер Большого театра.
Для Геннадия Николаевича музыка всегда связывалась с чем-то высоким, философским, требующим определенного отношения и четкой иерархии. Этим обусловлены некоторые особенности его поведения, строгость требований, которые со стороны могли трактоваться как «капризы» или «причуды».
Он всегда исполнял особенную музыку, не боясь осуждения или критики. Выбирал у композиторов то, что не играет никто другой, доставая для слушателей настоящие сокровища. Возможно, именно за это в прессе его часто называли музыкальным археологом, который не побоялся приобщить публику к композиторам ХХ века и играть когда-то запрещенных авторов – Губайдулину, Шнитке и Денисова. Маэстро исполнил более 150 произведений впервые в мире.
Без Рождественского с его художественной и политической независимостью не было бы многих важнейших событий культурной жизни XX века, таких как премьера Первой симфонии Шнитке в 1974 году в Горьком с оркестром Горьковской филармонии и ансамблем «Мелодия». Вероятно, что и сама музыка была бы другой.
Благодаря совершенству своей техники он имел возможность интерпретировать абсолютно любой стиль.
Михаил Юровский, российский и немецкий дирижер
Жизни и творчеству Геннадия Николаевича посвящены документальные фильмы Бруно Монсенжона "Геннадий Рождественский. Дирижер или волшебник?" (Франция - Германия - Австралия, 2003), Татьяны Андреевой "Геннадий Рождественский. Треугольники жизни" (Россия, 2011) и ряд других кинокартин.
Он считал, что театры должны воспитывать публику репертуаром, а не следовать ее запросам. До последних дней жизни (16 июня 2018 года), Геннадий Рождественский продолжал выпускать диски с записями симфоний разных композиторов, проводить авторские циклы, писал книги и не прекращал свою педагогическую деятельность.
Источники: https://muzlifemagazine.ru/
https://vmiremusiki.com/
https://tass.ru/
https://www.classicalmusicnews.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://www.chayka.org/
#геннадий рождественский #дирижер #музыка #классика #биография #искусство #культура