Найти в Дзене
Иван Панарин

МОУ Гимназия №15, г. Орехово-Зуево Автор и организатор мероприятия: Кириллова Евгения Максимовна

Сценарий мероприятия

На тему: «Русские народные традиции»

Содержание

1. Введение (пояснительная записка) …………………………………… 3

2. Основная часть ……………………………………………………. 4

3. Заключение………………………………………………………… 11

4. Список использованной литературы…………………................... 12

Введение

Культурное наследие – культурный, духовный, экономический и социальный национальный кладезь каждого народа. Наследие подпитывает современную культуру, науку, образование. Школьники живут вовремя, когда русская культура, русский язык испытывают влияние других иноязычных культур. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Вспомним замечательный слова академика Д.С.Лихачёва: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Делаю выводы, именно родная культура должна найти дорогу к душе и сердцу ребёнка. Большое значение имеет работа, взаимодействие с каждой семьей. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Пояснительная записка:

1. Возрастная группа: 5-7 лет

2. Цель мероприятия:

- приобщение дошкольников к истокам русской культуры;

3. Задачи мероприятия:

1.Образовательные:

-знакомство дошкольником с традициями.

- понятие «традиции русского народа».

-расширение и углубление представлений дошкольников о русских народных обычаях.

2.Развивающие:

- развитие восприятие детей средствами фольклора.

- формирование творческого отношение к осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

-обогащение словарного запаса дошкольников.

3. Воспитательные:

-воспитание у детей любови и уважения о традициях народа России.

4. Планируемые результаты:

- проявление интереса детей к русским народным традициям.

- умение составлять логическую цепочку от одной традиции к другой.

- умение овладевать и правильно употреблять устную речь для выражений своих мыслей.

5. Методы: игровой, словесный, практический, наглядный.

6. Материал и оборудование: изображения кукол из картона, заготовки (предметы русского народного костюма из плотной бумаги, прямоугольные лоскутки ткани для мешочков, ленточки, иллюстрации), пианино, магнитофон, скатерть, стол, самовар, каравай, чайничек, травяной чай, чашка, блюдце, ножницы, нитки, иголки.

7. Предварительная работа: разучивание материалов: пословицы, поговорки, стихотворения, русские песни, игры.

Ход деятельности.

Играет русская народная музыка, ребята находятся в полукруге, их приветствуют учителя начальных классов в русском народном костюме.

Учитель №1: Ребятки, здравствуйте. Смотрите, какое доброе, теплое и весеннее солнышко светит нам в окошко и встречает вас. Давайте возьмёмся за руки.

Учитель №2: здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Давно мы ждем - поджидаем вас, без Вас не начинаем! Хорошим, добрым гостям всегда хозяюшка рада! Все ли видно, все ли слышно?

Учитель №1: о том, как величали хозяюшки гостей, слагали пословицы.
Давайте их вспомним.

Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:

Учитель №1: Хозяюшка в дому,

Дети: что оладышек в меду.

Учитель №2: Много гостей

Дети: много и новостей.

Учитель №1: что есть в печи

Дети: на стол мечи.

Учитель №2: Хозяин весел

Дети: и гости рады.

Учитель №1: Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать на посиделки! Изба у нас просторная и светлая, всем точно места хватит. Красному гостю и место красное.

Дети проходят и садятся на лавочки.

Учитель №2: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком, да ладком поговорим.

Звучит медленная русская народная музыка.

Учитель №1: В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Как назывались такие вечера?
Дети: посиделками.

мини-сюжет 1

Учитель №1: Женщины и молодые девушки по вечерам трудились: шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

Учитель №2: А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети: «Умелые руки не знают скуки».

«Без труда нет добра».

«Дело мастера боится».

«Будет день – будет и пища».

«Любишь кататься – люби и саночки возить».

Учитель №1: Песня – это душа русского народа. Без нее человек не обходится ни в доме, ни в поле, ни тем более на гуляньях и на праздниках.

Учитель №2: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.
Учитель №2: Давайте, и мы наши посиделки начнем с доброй русской народной песней.

Русская народная песня «На горе-то калина».

Учитель №1: гордимся нашей стороной, слава русской старине!
А сегодня поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

Учитель №2: Традиция — это то, что передается из поколения в поколение. Например, семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения, дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые народ соблюдаем на Новый год?
Дети: наряжают елку, дарят подарки.
Учитель №1: А на Пасху?

Дети: красят яйца, пекут куличи,
Учитель №2: А на Рождество?
Учитель №1: ходим колядовать.

Учитель №2: у нас есть свои традиции. Как же мы-народ поздравляем именинника?
Дети: мы водим хоровод

Учитель №1: А что же мы делаем на Масленицу?
Дети: печем блины.
Учитель №2: Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно, в прошлом и сохранились до наших дней.
Учитель №1: Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

Учитель №2: Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети: Это значит гостей принимать.

Учитель №2: А что значит «Принимать»?

Дети: встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Учитель №1: С какими поговорками о гостеприимстве мы уже с вами успели познакомиться?
Дети: Гость доволен – хозяин рад или для дорогого гостя и ворота настежь или гостю щей не жалей – погуще налей.

Учитель №2: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Учитель №1: если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
Учитель №2: Его встречали с поклоном и говорили: «Милости просим», «Красному гостю и красное место».
Учитель №1: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время трапезы?
Учитель №2: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Учитель №1: вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Учитель №2: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов, но каких?
Дети: хлеб и соль.

Учитель №1: Его произносят, обычно, когда хотят проявить гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Учитель №2: не зря говорили: «Хлеб – всему голова».

Учитель №1: Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Учитель №2: Русские люди, когда хотели оказать особую честь гостю, встречали его караваем (специальный хлеб), на которую ставили солонку с солью.

Учитель №1: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Учитель №2: но наш народ отличался не только гостеприимством и хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом».

Учитель №1: По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гулянье. Люди наряжались в русские народные костюмы.

Учитель №2: Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

Учитель №1: Назовите народные вещи, которые вы знаете.

Дети: рубаха, тулуп, душегрея, лапти, сапоги, платок.

Игровое задание: правильно одеть куклу.

Ребенок1: Девушки да парни

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ребенок2: А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души!

Учитель №2: к нам в гости пришли ваши родители. Давайте их научим играть в русские народные игры, которые мы знаем.

Учитель №1: приглашаю всех, всех, всех на веселую игру в нашу веселую горницу! А кто не выйдет. За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные. А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

Игры с родителями.

Учитель №2: ой как хорошо поиграли, молодцы.

Учитель №1: Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай- посиделочный.

Учитель №2: Одна из самых замечательных русских традиций — это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Учитель №1: Отгадайте загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивший бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

Дети: Самовар.

По ходу рассказа учитель накрывает стол и расставляет атрибуты.

Учитель №2: Стол накрывался скатертью (накрывает стол скатертью).
Учитель №1: на середину его ставили самовар (ставит самовар).

Учитель №2: Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками (ставит чайник, затем сахарницу).
Учитель №1: затем баранки, бублики, сладости (ставит бублики, баранки, сушки).
Учитель №2: В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. (ставит чашку, показывает как наливался чай )
Учитель №1: По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Учитель №1: В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.

Учитель показывает травяные сборы (знакомит с травами)

Учитель №2: я хочу предложить смастерить с вами и вашими родителями травяные мешочки или как их называют «Мешочками здоровья».

Учитель №1: Вы хотите сделать со мной такие мешочки?

Дети: хотим.

Учитель №2: Ребята, подходите к столам. Перед вами на столе подготовлены мешочки, ленточки и травы: мята, липа, чабрец.

Работа за столами. Во время работы звучит лирическая русская народная музыка.

Учитель №1: Молодцы. Вы все хорошо потрудились. Давайте, пройдем и положим их на печку.

Учитель №2: Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Мы узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

Учитель №1: Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

Учитель №2: как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место или красный угол.
Учитель №1: С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Учитель №1: а вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?
Дети: Да.

Учитель №2: правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Учитель №1: Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.

Дети: очень! До скорых встреч

Заключение:

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в дошкольном возрасте. Дети могут понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым, настоящим и бедующем, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее их народа. Задача учителей – правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь нужно проявить творческий поход, а также уметь использовать на своих мероприятиях особенности культурно – исторических традиций, не только той страны, в которой проживают, но и своего родного региона. Знания помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов.

Список использованной литературы:

1. «Русские народные песни» Песенник. Мелодии и тексты. Москва "Музыка",1988г. № 13968

2. Даль В.И. «Пословицы русского народа». Азбука, 2007г.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада Издательство: М.: Просвещение.

4. http://www.stihi.ru/2013/04/26/8783