В конце XX века в Москве хватало промышленных предприятий, расположенных в черте города. Это были не только крупные машиностроительные заводы, такие как ЗиЛ, Динамо, ГПЗ, но и несколько меньшие производства, тем не менее считающиеся флагманами своих отраслей. Одним из столпов современной полиграфической индустрии с почти вековой историей до недавнего времени могла считаться фабрика «Детская книга», располагавшаяся по адресу Сущевский вал, д.49.
Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь...
Район Камер-Коллежского вала, примыкавшем к бывшему селу Сущёвское издавна облюбовали книгоиздатели. Предшественником «Детской книги» в этих местах была «Типолитография и торговля в Марьиной роще», основанная в 1898 В. Чичериным.
С началом ХХ века вся история типографии тесно связана с рабочим движением: в 1906–1907 здесь проходили стачки с экономическими требованиями, а после революции производство было национализировано и получило название «Рабочая газета».
На ее типографских мощностях печатались как отраслевые, так и самые массовые периодические издания страны Советов «Пионерская правда», «Лесной рабочий», «Сельскохозяйственный рабочий», журнал «Крокодил». С 1934 года типография, которая к тому времени стала филиалом типографии газеты «Правда» — главной на тот момент газеты СССР, была переименована в фабрику «Детская книга».
И этому новому названию есть свое объяснение – на фабрике применялись все основные виды печати. За свою долгую историю «Детская книга» не раз переживала перипетии, включая эвакуацию во время Великой Отечественной войны в город Киров.
В 70-е годы ХХ века на фабрике прошла реконструкция, которая позволила внедрить в производство новые технологии. И это время было расцветом для «Детской книги»: на фабрике работало свыше 570 ударников и 99 бригад коммунистического труда, более 280 работников, как и само предприятие были удостоены высоких правительственных наград, а ее продукция – книги, поставлялись более чем в 100 стран мира.
Лихие 90-е
Но наступили 90-е годы и здание типографии перешло в частные руки. Закончились многомиллионные тиражи и началась полоса запустения. Фактически главная детская типография страны прекратила свое существование. Помещения сдавались в аренду, а рекламными плакатами был завешен весь фасад здания.
Между прочим, рекламные плакаты на много лет скрыли одну из самых красивых мозаик советского времени, украшавшую здание. Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Как всегда, в советские годы не обошлось здесь и без цитаты Ленина, что диссонировало с новыми капиталистическими реалиями.
В то время владельцы всерьез считали, что мозаика не представляет никакой художественной ценности! Наконец, в 2013 году, когда по Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – пошел слух, что типографию собирались сносить.
Второе дыхание старого здания
На самом деле, девелопер планировал реконструкцию, чтобы дать изрядно устаревшему на тот момент производству новый шанс служить людям, превратив его в современный комплекс JAZZ.
Забегая вперед скажем, что застройщик — компания Sminex также провела и научную реставрацию мозаичного панно на здании бывшей типографии. Сейчас панно — часть фасада делового центра, а стоимость работ по его укреплению и реставрации составила более 10 млн руб.
Реализацию премиум-комплекса «Джаз» (Сущевский Вал, 49, стр. 1-4) компания Sminex начала в конце 2018 года. Проект подразумевал редевелопмент производственных зданий, а также строительство двух новых корпусов. В домах комплекса расположены квартиры, апартаменты, офисы, на первых этажах - общественные помещения и частный детский сад. В подземной части предусмотрен паркинг. Общая площадь проекта составила 83,6 тыс. кв. м. Двор закрыт от посторонних. Его ландшафтный дизайн вдохновлен парком The High Line в Нью-Йорке.
Естественно, что такой масштабный проект не обошелся без обследовательских работ, которые было доверено выполнить группе компаний КТБ, имеющей 60-летний опыт в строительной отрасли.
В ходе обследования специалистами группы был выполнен ряд работ по вскрытию конструкций; также магнитным методом был определен шаг арматуры в колоннах, неразрушающим методом была определена плотность бетона (отрыв со скалыванием и ультразвуковое поверхностное прозвучивание).
После обследования сотрудники группы компаний провели проверочные расчеты для установления несущей способности — максимальной рабочей нагрузки, которую способны нести строительные несущие конструкции (фундаменты, сваи, стены, балки, перекрытия) без разрушения, деформации и потери функциональности здания.
Оказалось, что два железобетонных и стальных каркаса были выполнены по типовым сериям советских времен ИИ-60-65, ИИ-20, причем у железобетонных конструкций оставался большой задел с точки зрения несущей способности, они находились в работоспособном состоянии.
Поскольку здание изначально строилось как промышленное, расчетная нагрузка на перекрытия у него была гораздо больше, нежели у жилых зданий, соответственно, перекрытия могут быть догружены без дополнительных вложений. К примеру, стандартное типовое жилищное домостроение, как правило, ограничено по высоте потолков трехметровой отметкой, а в здании бывшей типографии потолок находился на высоте 5,5 метров. Поскольку были полностью освобождены все фасады, стало возможным применение панорамного остекления, а внутри новых апартаментов появилась возможность встроить большую антресоль под спальню.
В итоге получились современные двухуровневые апартаменты, хотя безусловно, инженерам пришлось повозиться и с изысканиями, заменой старых плит, провести внутри здания все инженерные системы, включая водопровод и канализацию. И теперь старая типография вновь служит людям!