В мае 2022 исполнилось 20 лет восьмому #студийному альбому московской #hard-n-heavy группы Черный кофе под названием "Белый ветер".
В этом альбоме #Черный кофе настолько далеко ушли от своих корней, классического и последующего материала, что альбом представляет собой интерес уже хотя бы как весьма спорный релиз, неоднозначно воспринимаемый поклонниками коллектива и рок-музыки до сих пор.
"Белый ветер" - последний из 4-х альбомов "американского периода" группы, и первый из трех альбомов, выпущенных Черным кофе в 2000-х.
В данном обзоре нашли описание предыстория и история записи альбома, разбор треков, а также обзор событий, последовавших за его выходом.
"Пьяная Луна", предыдущий альбом Черного кофе, был окончен и вышел в 1996. Как было показано в обзоре "Черный кофе со вкусом 90-х", одна половина его материала демонстрирует родственность предшествующим записям, а другая является экспериментальной, демонстрируя развитие в нехарактерном для группы ключе. Можно сказать, что "Белый ветер" в каком-то смысле развивает эту, вторую половину "Пьяной Луны".
Уже в 1995 были написаны новые композиции: "Причал" и "Замок любви", в 1996 - "Я не ранен - я убит", "Девятый день" и "Прощай", в 1999 - "Слово", в 2002 - "Черт знает что" и "Соло скелета". Параллельно создавался другой песенный цикл, который станет основой следующего альбома.
Запись альбома растянулась во времени и пространстве: часть инструментальных партий была записана еще в Лос-Анджелесе в 1998, а часть - уже после возвращения Дмитрия Варшавского в Москву, в 2000.
Эта нестабильность чувствуется и в составе музыкантов, принимавших участие в записи альбома:
- Дмитрий Варшавский - гитары, вокал
- Павел Смеян - бас-гитара, рояль, вокал (6-8)
- Сергий Почиталов - ударные
- некая Анна - голос (1)
- Александр Кривцов - бас-гитара (2,5,13)
- Давид Пирс - гармошка (2,5)
- Матвей Анечкин - синтезаторы (2,4,9)
- Крис Кельми - гармонизация (6)
- Федор Васильев - бас-гитара (6-11)
- Анатолий Абрамов - ударные (2-4)
Поклонникам группы, знакомым с историей группы и ее коллективной составляющей даже поверхностно, практически все они известны: сооснователь группы, басист Федор Васильев, больше известный как участник классического состава Круиза, основатель этой группы Матвей Анечкин, поэт и музыкант Павел Смеян, ударник легендарного Аракса, и музыкант легендарного Ленкома, Анатолий Абрамов, для которого эта запись стала первой в трилогии альбомов ЧК 2000-х, и конечно, музыкант и композитор групп Рок-Ателье и Автограф, Крис Кельми.
Для меня малоизвестными музыкантами "Белого ветра" являются Сергий Почиталов и Александр Кривцов. О первом, к сожалению, никакой информации в Интернете я не нашел, а вот басист, записавший, в том числе, великолепную партию баса в одноименном альбому шедевре, личность безусловно интересная.
Александр Кривцов родился 6 июня 1967 в Ленинграде (СССР). Российский и американский басист, наиболее известный как музыкант группы The House Band, звучащей в телевизионных реалити-шоу Rock Star: INXS, Rock Star: Supernova и The Voice. Играл с певицей и автором песен Ванессой Карлтон, гастролировал и записывался как басист с такими исполнителями, как: Шер, Тина Тернер, Джеймс Блант, Шакира, Кристина Агилера, Билли Айдол, Badly Drawn Boy и New Radicals. Кривцов и The House Band гастролировали в 2006-2007 по США и Австралии с Полом Стэнли (Kiss).
До эмиграции в США Кривцов был участником рок-группы Земляне, в которой он участвовал на пике ее популярности. Играет на традиционной бас-гитаре, акустическом басу и бас-синтезаторе. После эмиграции Александр живет в Лос-Анджелесе с женой и двумя детьми. Является художником и скульптором.
"Белый ветер" тихо и незаметно вышел 6 мая 2002 на лэйбле Moroz Records. Насколько можно судить, никакой пресс-активности или презентации альбома не было - на момент его выхода публике уже была презентована следующая программа "Они бесы", а вскоре на указанном лэйбле стартовало и переиздание всего каталога Черного кофе.
Трек-лист включает 13 композиций.
1. Убытие (Д. Варшавский)
Альбом открывает странное, минутное интро с какой-то невнятной декламацией на английском и шумом набирающих обороты авиадвигателей, в которые врывается мотив песни "Мой дом" из альбома "Переступи порог" (1987), сыгранный на "цыганский" манер.
2. Я не ранен - я убит (муз. Д. Варшавский, сл. М. Анечкин)
Первой на альбоме появляется рок-н-ролльная песня с игриво-полушутливым текстом Матвея Анечкина, более характерным для "монинского" Круиза и смешными "на-на-на", непривычно звучащими от Дмитрия Варшавского.
3. Девятый день (муз. Д. Варшавский, сл. М. Анечкин)
Изящная, утонченная песня с великолепным гитарным соло маэстро, развивающая тренд блюзового ЧК ("Леди Осень", "Пьяная Луна"), и чувственным минорным текстом. Одна из трех лучших песен альбома.
4. Прощай (муз. Д. Варшавский, сл. М. Анечкин)
Типичная баллада в духе русскоязычного рока, вполне бы подошедшая как ЧК, так и Круизу, или даже ДДТ, но меркнущая на фоне предыдущей песни. Совершенно непонятно, зачем было помещать на альбоме две баллады подряд - "Прощай" и "Причал" куда логичнее было бы поменять местами.
5. Причал (муз. Д. Варшавский, сл. М. Анечкин)
Бодрая, мажорно-танцевальная песня, сразу заставляющая вспомнить о группе Рондо. Слушая ее, сразу ловишь себя на мысли, что песня могла бы прекрасно вписаться в радио-формат некоторых радиостанций в 2000-х.
6. Сверхпланрок (муз. Д. Варшавский, сл. П. Смеян)
Простая hard rock песня с полушутливым наивным текстом, словно оставшаяся черновиком после дебютного альбома "ЧК-84".
7. Мертвые души (муз. и сл. Д. Варшавский)
Традиция включать в новые альбомы ЧК перезаписи старых песен группы, характерная для почти всей дискографии, продолжается. Это перезаписанная в более агрессивной манере песня с дебютника "ЧК-84", впрочем, выглядящая в середине альбома довольно неуместно.
8. Черт знает что (муз. Д. Варшавский, сл. П. Смеян)
Еще одна странная песня с дерганным ритмом с интересными смысловыми находками ("Бог видит, а черт знает что..."), и странной "бормочущей" вставкой в духе "Убытия".
9. Растоптанный ногами ("Trampled Underfoot" Led Zeppelin cover) (муз. и сл. J. Page/R. Plant)
Кавер на песню Led Zeppelin. Последняя англоязычная композиция ЧК.
10. Слово (муз. Д. Варшавский, сл. А. Бутузов)
Прекрасная, вторая из тройки лучших на альбоме, песня с тонкой аранжировкой со сменами настроения. Единственный текст Александра Бутузова на альбоме.
11. Замок любви (муз. Д. Варшавский, сл. М. Анечкин)
Еще один танцевальный шансон в духе Рондо, и таких песен ЧК, как "Как я устал" и "Рок-н-ролл".
12. Соло скелета (Д. Варшавский)
Короткое, минутное и довольно бессмысленное, бесструктурное гитарное соло, не идущее ни в какое сравнение с "Ностальгией", "Калифорнией", и даже "Кодой".
13. Белый ветер (муз. Д. Варшавский, сл. А. Шаганов)
Под конец всех испытавших спорные впечатления от предыдущего материала ждет изумительный шедевр, одна из лучших вещей не только альбома, но и группы. Единственный на альбоме текст Александра Шаганова, проявившего себя на классических альбомах ЧК, спет очень проникновенно, и наложен на просто шедевральную музыку, великолепно аранжированную клавишными инструментами.
Впоследствии песня была перезаписана без клавишных для альбома "Осенний порыв" (2015). Она тоже слушается интересно, но явно уступает оригиналу.
Судя по всему, песни "Белого ветра" на сцене почти не звучали. Автору этих строк, в прошлом посетителю многочисленных концертов ЧК, удалось услышать только "Слово". После перезаписи, группа какое-то время исполняла "Белый ветер", да еще где-то в фанатских отчетах промелькнуло, что осенью 2005 в Р-Клубе звучала "Девятый день".
Последний известный мне случай исполнения "Слова" относится к январю 2016. Тогда концерт в московском клубе Yotaspace планировался для записи и последующего выпуска видео, и поэтому несменяемый, в общем-то, концертный сет группы немного разнообразили, добавив в него эту песню (фильм так и не вышел).
В 2007 "Белый ветер" вместе с альбомами "Леди Осень" и "Пьяная Луна" был переиздан на лэйбле Moroz Records в ремастированном варианте, с оригинальными обложкой и трек-листом.
Альбому "Леди Осень" ранее был посвящен обзор "Пускай сжигают листья".
Большинство поклонников группы, на вопрос о звучании "Белого ветра", ответят, пожалуй, что "это не Черный кофе". Действительно, если учитывать, что жестко звучащие "Мертвые души" и "Растоптанный ногами", являются, соответственно, старейшей песней группы, и кавер-версией, то в стилистическом отношении для альбома характерен почти полный отход от hard-n-heavy к rock-n-roll/chanson.
С другой стороны, во-первых, этот переход уже был обеспечен альбомами "Леди Осень" и, особенно, "Пьяная Луна", а во-вторых, у большинства групп встречаются альбомы с такими резкими стилистическими отклонениями (достаточно ознакомиться даже с исполнителями, получившими освещение на канале РОКЛЯ).
В связи с этим, нужно поставить вопрос, который, похоже, еще никто не ставил: связана ли апокрифичность "Белого ветра" с его стилевыми особенностями, или со слабостью самого материала?
Лично мне кажется, что, во-первых, сам материал действительно весьма сомнителен по художественной силе (за исключением трех уже отмечавшихся крайне сильных композиций), а во-вторых, сама структура альбома негармонична: середина альбома (треки 6-9) сильно выбиваются из его общей музыкальной ткани.
Именно такая разнородность и вызывает подчас противоположные мнения о художественных достоинствах альбома, встречающиеся в Интернете:
Сергей Юков: ""Белый ветер" - самая неудачная работа Варшавского за все время! Не ожидал я такого слабого альбома после стольких лет молчания. Кроме заглавной (титульной) песни нечего особо выделить. Это "творение" блекло смотрится на фоне "Вольному-Воля" (лучшей работы группы с моей точки зрения) или всенародно любимого "Переступи Порог"".
Виктория Яковенко: "Ранее я не была знакома с творчеством этой группы. Прослушав этот диск я была приятно удивлена, и теперь он займет почетное место в моей музыкальной коллекции. Рекомендую всем любителям настоящей рок-музыки".
Глупо мечтать о судьбе чужих музыкальных произведений, еще глупее делать это задним числом, и втройне глупо - давать советы маститым музыкантам, но на месте маэстро я бы выбросил из пластинки упомянутые треки ее середины, переставил местами "Прощай" и "Причал", доработал "Соло скелета" до полноценной инструментальной композиции, выпустил "Белый ветер" как сольный альбом, и... получил бы интересную 40-минутную запись, которую было бы приятно слушать "под настроение", и возвращаться к ней, открывая новые полутона. А вот как альбом Черного кофе, "Белый ветер" звучит действительно весьма спорно.
Что же касается дальнейшей судьбы Черного кофе, то стоит сказать, что вскоре после возвращения Дмитрия Варшавского в Москву в 1999, группа вскоре стала трио - какой была во времена становления, и какой осталась до настоящего времени. Вторые гитаристы в группе не задержались, да и Федора Васильева вскоре сменил Юрий Махин. В составе Варшавский - Абрамов - Махин, весной 2004 Черный кофе записали свой следующий альбом, шедевральный "Они бесы".
Об альбоме "Они бесы" ранее шла речь в обзоре "Чернее ночи цвет".
Какова роль предвзятости в нашем восприятии художественных произведений? Представьте себе, что Вам дали послушать "Белый ветер" на кассете без каких-либо кредитов (как это было во времена пиратских кассет). Я уверен, что не зная, что это - Черный кофе, Вы дали бы ему более взвешенную и честную оценку.
Как бы то ни было, у "Белого ветра" были и останутся поклонники, ибо ценители найдутся у любого, даже спорного, но настоящего произведения искусства. А этот альбом именно таков...