Когда произносят имя Дэвида Юма, сразу всплывает в памяти работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (кстати, единственная чисто философская работа Ильича), в которой он обозначил Юма как представителя «средней линии» между материалистами и идеалистами.
Линия-то средняя, да вот представитель не рядовой. Основные философские взгляды Юма изложены в фундаментальном труде «Трактат о человеческой природе». Настолько фундаментальном, что в нем охвачены едва ли не все вопросы мироздания.
Но если ограничиться собственно человеком, то ценным будут всего два момента.
Первое. Это утверждение гуманистического постулата о человеке, как альфа и омеге всех разумных суждений. То, с чего следует начинать любой труд и чем следует его заканчивать.
Будем прямо брать приступом столицу, или центр этих наук, – саму человеческую природу; став наконец господами последней, мы сможем надеяться на легкую победу и надо всем остальным.
Нет сколько-нибудь значительного вопроса, решение которого не входило бы в состав науки о человеке, и ни один такой вопрос не может быть решен с какой-либо достоверностью, прежде чем мы познакомимся с этой наукой. Итак, задаваясь целью объяснить принципы человеческой природы, мы в действительности предлагаем полную систему наук, построенную на почти совершенно новом основании, причем это основание единственное, опираясь на которое науки могут стоять достаточно устойчиво.
Нет вопроса, решение которого не опиралось бы в конечном итоге на определенное представление о человеческой природе.
Вроде не сложно (хотя для многих до сих пор это неочевидно), но будем помнить, что на дворе XVIII век.
И второй важный момент – утверждение, что не существует врожденных (общечеловеческих) идей или представлений и человеческая личность формируется произвольно на основании получаемых в процессе жизни впечатлений.
Если идеи частны по своей природе и в то же время конечны по своему числу, то они только с помощью привычки могут стать общими, будучи представителями [других идей], и заключить в себе бесконечное число последних.
Никаких общих идей самих по себе нет, они являют из себя конструкцию (ассоциацию) из простых частных идей, объединенных привычкой.
А все наши простые идеи при первом своем появлении происходят от простых впечатлений, которые им соответствуют и которые они в точности представляют (represent).
Таким образом, окольными путями, находится еще одно логическое подтверждение основного тезиса экзистенциализма: Человек – это прежде всего проект, не имеющий объективно существующих рамок и заранее заданных форм.
Мало? На самом деле вполне достаточно, чтобы сам парадоксальный (и в принципе почти наш современник) Жиль Делёз посвятил философии Юма отдельное исследование.