Во второй половине 1990-х Эльдар Александрович побывал в штате Нью-Йорк в гостях у художника и скульптора Михаила Шемякина. В 1997 году на канале ОРТ вышло два выпуска передачи «Парижские тайны Эльдара Рязанова», героем которых был Шемякин. В программу также вошло интервью мамы Михаила Михайловича, актрисы Юлии Николаевны Предтечинской, которая жила в Париже.
Шемякин рассказал Рязанову о своих родителях, кабардинских корнях, молодости, эмиграции и дружбе с Владимиром Высоцким. Публикуем несколько выдержек из передачи.
Причины эмиграции
— В 1971 году ко мне приехала очень известная галерейщица Дина Верни. Она была как-то очень заинтересована моими работами, через дипломатов вывезла мои графические работы и сделала мою выставку в Париже, которая прошла с большим-большим успехом. Я был арестован на улице, доставлен в КГБ. Очень симпатичный генерал сказал мне: «Давно за вами наблюдаем. У вас есть три выбора. Вы можете загреметь в сумасшедший дом, можете сесть и не вернуться, и Вы можете выбрать любую страну и уехать бесшумно и надолго». Даже отец и мать не должны были знать, что я уезжаю, и сообщить об этом можно только после пересечения границы. Я ничего с собой, естественно, не взял. Мне даже запретили взять чемоданы.
Начало жизни во Франции
— Ещё шла выставка. В тот первый мой прилёт меня встречала Дина Верни. Она привезла меня прямо из аэропорта к себе. Был выстроен на её же территории небольшой замок, очень симпатичный, который она мне торжественно подарила. Но контракт, который она составляла, и те условия, которые она мне диктовала, заставили меня на третий день порвать с ней. Я ей сказал: «Мадам, я одну клетку покинул не для того, чтобы сменить её на золотую». На что мне было сказано: «Ты маленький советский человек, попавший в капиталистические джунгли. Ты ещё на колене вернёшься ко мне». Я сказал: «Вот заберись на башню с подзорной трубой и жди, когда я на карачках приползу к тебе». Началась суровая жизнь: я очутился на улице. Недалеко от Нотр-Дама жили художники со всего мира. Мне дали помещение бывшего разбитого бильярдного клуба, без окон, без отопления, без ванны, без кухни. 3 года прожил в такой суровой нищете, а потом меня заметили французские галерейщики. Карьера моя стала продвигаться, несмотря на то, что Дина Верни до сих пор делает всё для того, чтобы моя карьера медленно-медленно продвигалась.
Владимир Высоцкий
— Мы познакомились в 1970-х годах, когда Володя стал приезжать к Марине. Познакомил нас Миша Барышников. Дружба у нас получилась сразу. Когда я узнал о том, что у такого совершенно замечательного певца и барда нет ни одной пластинки, я решил, что мы должны работать с ним серьёзно, чтобы сделать профессиональные записи. Володя эту идею воспринял очень горячо. Я обзавёлся профессиональными магнитофонами и наушниками. Володя часто прилетал с аэропорта ко мне в мастерскую, и начиналась работа. Я был звукооператором, окончил специальные курсы. Вышло 7 пластинок.
Все те запои, в которых нас обвиняют, это из области легенд. Был однажды совместный срыв, который тяжело переживали. Правда, результатом явилась блестящая песня «Французские бесы — большие балбесы», которая стоила даже полумесячного скандала с Мариной Влади. Марина прилетела в Москву к Володе, и он с восторгом исполнил эту песню. Она смеялась, но когда прослушала всю песню, она сказала: «Так, я страдала, переживала, а в песне не упомянута». Собрала вещи и улетела обратно в Париж. Потом я долго мирил их…
На YouTube-канале Киноклуба «Эльдар» вы можете посмотреть полное интервью Михаила Шемякина для программы «Парижские тайны Эльдара Рязанова».