Найти в Дзене

Каменная пластика истории вызывает ощущение мурашек по коже

Говорят, совершаем мы массу открытий, иногда не желая того. Проходя недавно через внутренний дворик Центрального музея Тавриды, остановилась у «расположившегося» вдоль стен лапидария. Солнце освещало его в необычном ракурсе, привлекая внимание к памятникам разных эпох.

Лапидарий Центрального музея Тавриды
Лапидарий Центрального музея Тавриды

В первую очередь взгляд упал на группу коллекции с надгробиями и крестами с разрушенных кладбищ периода Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Французского, английского в Севастополе и старого гражданского в Симферополе, уничтоженного в середине прошлого века. Уникальными экспонатами музея также являются фрагменты скульптурно-архитектурных деталей с Долгоруковского обелиска, посвящённого взятию русскими войсками Крыма в 1771 году.

Этот памятник был заложен в 1842 году на месте, где, по преданию, находилась ставка главнокомандующего русскими войсками генерала В. Долгорукова, и считается первым монументом Симферополя. Он создавался на средства внука полководца и при непосредственном участии Новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова. Четыре барельефных медальона для обелиска были изготовлены из каррарского мрамора по рисункам прусского профессора изящных искусств А. Штрейхенберга, который лично участвовал в их установке. Художественные композиции были высоко оценены заказчиками и общественностью, скульптурное совершенство исполнения отмечено Каррарской академией, присвоившей автору звание почётного профессора. На одном из медальонов помещался портрет Василия Долгорукова-Крымского, на противоположной стороне — герб князей Долгоруковых. В центральной части двух других изображён Государственный герб Российской империи, а на обороте — христианский крест в сиянии. Медальоны имеют ободок с многофигурными барельефами, аллегорически повествующими «о даровании законов покорённым народам» и «о битвах при покорении Крыма». В 1920-е годы эти произведения искусства были варварски сорваны приверженцами новой власти и разбиты. Позже уцелевшие фрагменты двух медальонов передали на хранение в Центральный музей Тавриды.

Медальон с Долгоруковского обелиска
Медальон с Долгоруковского обелиска

Переходя от экспоната к экспонату, ощущаешь мурашки по коже, представляя, сколько лет этому каменному наследию. К примеру, антропоморфным изваяниям эпохи бронзы, созданным древними авторами в III—II тысячелетии до нашей эры. Учёные считают, что именно тогда в силу социально-экономических изменений и усиления религиозных культов, связанных с почитанием родовых предков и племенных вождей, которых обожествляли, и ваялись идолы, символизирующие род в целом. Скульпторы сильно не изощрялись, и традиционно у них получались стелы, изготовленные из обработанных каменных блоков, представляющих стилизованные человеческие фигуры с выступом «головой» и символическими прорисовками на «теле». Нижняя часть обтёсывалась, как конус, для вкапывания в землю. Характерная черта этой погребальной скульптуры — намеренное отсутствие портретной индивидуальности. Основную визуальную и смысловую нагрузку несут символы, изображённые на фигуре: пояса, перевязь, оружие — топор-секира, булава, лук, стрелы.

Антропоморфные изваяния эпохи бронзы
Антропоморфные изваяния эпохи бронзы

Возможно, читатели скажут: ну и тему нашла для статьи! Но если изучить надгробия внимательнее, можно представить себе людей, которые обитали до нас на этой земле, заботились о хлебе насущном и благополучном быте, защищали свои владения от набегов врагов, выясняли отношения между собой… В общем, всё, как всегда. Отличия заметны лишь в памятниках погребальной культуры, традициях перехода в мир иной. Кстати, это ещё одно доказательство того, что от любой цивилизации на память потомкам остаётся лишь культура.

Есть в коллекции и лапидарные памятники скифов, обитавших на полуострове с V века до нашей эры по II век нашей эры. Это уже более «продвинутые» изваяния, которые на самых ранних этапах символизировали мужскую полуфигуру, так называемый бюст с обозначением круглой головы в шлеме и металлического украшения — гривны на шее. Со временем мастера стали скульптурно воспроизводить стоящую мужскую фигуру, весь абрис которой был каноничен: левая рука лежала на животе, где на уровне пояса располагались кинжал и меч, в правой на груди помещался ритон (сосуд из бычьего рога), на левом бедре — сагайдак (футляр для лука). Нередко изображалась одежда — кафтан, пояс, штаны, что позволяло нашим современникам отследить модные тенденции тех лет. В поздний период эллинизма скифские стелы подражали боспорским надгробиям, где появились портретные черты в декоративно-плоскостном решении. Позднескифские надгробия имели форму стел — плит с многофигурными сюжетными, носящими сакрально-мистический характер, изображениями. Чашу смерти по-прежнему символизировал ритон в руках героя. Подобные изваяния часто находят в степной части Крыма и Северного Причерноморья.

Символы христианства
Символы христианства

Встречаются на полуострове и памятники с христианской символикой, относящиеся к VIII—XV векам. Надо заметить, что полуостров довольно рано вошёл в сферу христианского мира — уже к началу III века в Херсонесе и Боспоре формируются христианские общины. Окончательное упрочение религии связано с целенаправленной церковной политикой Византии в VI веке, особенно в период правления Юстиниана I. Христианство как государственная идеология в первую очередь утвердилось в крупных позднеантичных городских центрах Крыма и только к VII—VIII векам — в среде окружающего населения. Тогда же повсеместно возводятся монументальные храмы — базилики, в украшениях которых, помимо традиционного растительного орнамента, вплетается христианская символика, а крест становится главным изобразительным символом в каменной пластике средневековья.

Наибольшего разнообразия формы изображения креста достигают в XI—XV веках, когда Таврический полуостров становится территорией массового переселения христиан (греков и армян) из Малой Азии. К этому времени относят иерусалимский — с концами в виде «Т»; каплевидный — на концах которого по три кружочка, символизирующих капли крови Христовой; процветший — нижний конец которого обычно изображается в виде виноградных лоз.

Армянскую культуру представляют хачкары (крест-камень), где можно обнаружить символы Солнца и Луны.

Мусульманские надгробия
Мусульманские надгробия

В степном Крыму археологи нередко находили половецкие антропоморфные изваяния (балбалы), относящиеся к XII—XIII векам. Половецкие статуи представляют собой не только мужские, но и женские фигуры, что подтверждает известное из истории равенство полов у этого народа. Изваяния ставились на вершинах курганов возле захоронений, лицом к востоку. Они входили в систему святилищ — мест жертвоприношений предкам, но в то же время являлись посмертным воплощением реальных людей из числа аристократии, становившихся в таком образе покровителями рода. В условиях степного пространства эти памятники были неплохими ориентирами.

К XV—XVIII векам относятся мусульманские памятники эпохи Золотой Орды и Крымского ханства. Эта группа объединяет надмогильные стелы с надписями-эпитафиями и со знаками тамгами или белгу. Самой известной формой татарских надгробий, издревле распространённой у ранних тюрков, является вертикальная каменная плита с фигурным или арочным завершением — «текиль-таш». Типология надгробий отличается большим разнообразием. Помимо вертикальных, можно увидеть и горизонтально лежащие плиты, круглые, треугольные, квадратные в сечении столбы с навершиями в виде мусульманских головных уборов. Среди памятников степных кочевников встречаются надгробия со стилизованной головой. А вот саркофаги с «рогами» либо под двускатной крышей, мода на которые царила целых два столетия, не расцениваются как исконно крымские. Они распространены в исламском мире, особенно на территории Юго-Восточной Азии. В городской среде преобладали памятники с богатой резьбой, эпитафиями и цитатами из Корана. В более позднюю эпоху Крымского ханства тексты, высеченные на надгробиях, представляли собой творчество хаттатов — мастеров, которые одновременно были и резчиками камня, и писцами-поэтами, сочинявшими эпитафии. Плиты изготавливались из привозного мрамора либо местного высококачественного известняка. Нередко они раскрашивались красным, синим и белым цветами.

Античный памятник
Античный памятник

В сельской местности есть памятники с вырубленными углублениями — чашами, наполняемыми дождевой водой. Эта традиция в среде кочевников символизировала мусульманскую формулу «Смерть есть чаша с вином, которую должно испить всё живое».

Да, чуть не забыла про эпоху античности, которая также оставила неизгладимый след в истории полуострова. Это период с IV века до нашей эры по III век нашей эры — время, когда на прибрежных территориях полуострова выходцами из Милета и Гераклеи Понтийской были основаны города. Самые известные из них — Пантикапей, в будущем столица Боспорского царства, и город-республика Херсонес. Боспор являл собой классику эллинизма — синтеза греческих и местных традиций, Херсонес же сохранял чистоту античной культуры.

Во II веке до нашей эры причерноморские античные племена попадают под власть Понтийского царства, а затем Римской империи. После вторжения варваров во время Великого переселения народов (III—IV века) большинство городских центров прекращают существование. Дальнейшая история связана уже с Византийской империей. На надгробных плитах тех времён изображались умершие в окружении близких родственников и слуг, также боги и предметы, характеризующие род занятий. Писались эпитафии с упоминанием имён похороненных. То есть складывается особая каменная пластика со своими изобразительными канонами.

Самая большая крымская лапидарная коллекция античности собрана в Керчи, где подобные памятники хранятся и реставрируются в огромном помещении, а содержание эпитафий переводится на русский язык и издаётся в особом поэтическом сборнике. Симферополь располагает лишь малой толикой этой части истории, но достаточной для того, чтобы вызвать интерес у посетителей.

Светлана ЕФРЕМОВА
Фото автора