Найти тему

Он конечно виноват, но он не виноват. Часть 1.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Выступлю сегодня в необычной для себя роли – адвоката дьявола Кравцова. Вот мы все ругаемся на него, на его некомпетентность, не знание и не понимание образовательных процессов, бездействие или наоборот, какие-то странные действия. Но давайте задумаемся – а что он реально может сделать? Да именно так – какие у него есть инструменты воздействия на систему? Подчеркну – именно на систему. Начиная от регионального уровня и заканчивая школой.

В первой части я рассмотрю два базовых звена управления системой – региональный и муниципальный уровни.

На региональном уровне у нас занимаются управлением образованием министерства, департаменты и управления, как в каком регионе их обзовут. Кто назначает этих чиновников? Ответ очевиден – губернатор региона. И мы прекрасно понимаем, что для губернатора региона основное это не профессиональные качества этого руководителя, как педагога, а его личная преданность губернатору. Из 85 регионов Российской Федерации больше чем в половине образованием руководят люди ни дня не проработавшие в школе или, в лучшем случае, имеющие какое-то отношение к высшему образованию. Что могут сделать в развитие образования эти дизелисты, строители и так далее.

На уровень ниже находятся отделы образования. Там, ситуация чуть-чуть другая. Руководители районных отделов поработали в школе, даже могли быть директорами. Они ближе к земле. Их, как правило, назначают региональные руководители. Но подчиняются они не только региональным властям, но и местным, тем более что деньги на содержание образования выделяют местные органы власти – муниципалитеты. Я сейчас не буду влезать во все тонкости финансирования – там очень много нюансов и по видам финансирования и по уровню с которого приходят средства. Базово важно понимать, что Министерство просвещения никакого отношения к назначению управленцев в регионах, и уж тем более на уровне районов (муниципалитетов) не имеет. Захотел регион поиграть в свои игры – министерство может только высказать фи, ну, максимум, погрозить пальчиком. Все. Никаких реальных инструментов воздействия у него нет. А если еще и Закон об образовании не нарушается, то совсем никаких. Нет, конечно, приказы министерства должны выполняться, и выполняются, но, если регион захочет упереться – рычагов воздействия у министерства на них нет. Есть у нас примеры с некоторыми регионами, которые в свое время плевали на центральное министерство.

Из этого вытекает очень простая мораль – Министерство просвещение должно оказывать серьезное влияние на назначение руководителей образованием регионального уровня. И вот тут, уже возникает непосредственный вопрос к господину Кравцову – а, как вы, человек много лет проработавший в институте управления образованием РАО, прошедший путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией можете не понимать этих чисто управленческих вещей? Уж в этом-то вы должны разбираться? Не знаете, что делать со школой, начните с системы управления! Почему став Министром просвещения, вы не поставили вопрос о назначении региональных руководителей. В идеале – непосредственно, в реальности с вашего согласования. Как, например, это делается у силовиков. Что вам мешало? Тем более примеры на региональном уровне были, в том числе и у одного из ваших покровителей.

Завтра поговорим об уровне Министерство – школа.

Подписывайтесь. Комментируйте. Лайкайте.