Переворот 1987 года в театре им. Евгения Вахтангова не любят обсуждать до сих пор. Театр любит глянец, а сор оставлять в избе. Вещи вполне совместимые. Попытаюсь сегодня открыть завесу тайны над теми событиями.
Почти полвека театром руководила семья Симоновых. Сначала Рубен, затем его сын Евгений. Цифра заслуживает уважения. Значит Симоновым доверяли и зрители и артисты и власть.
Евгений Рубенович Симонов, говоря по правде, не обладал всеми набором качеств своего отца. Для главного режиссера нужны мудрость, коварство и даже жестокость. ( Увы, это реальность от которой не уйти). А Евгений Рубенович расслабился, начал витать в облаках, собирать частушки про "Перестройку" типа такой: "Моя милка подо мною сделала движение/ То ли хочет перестройки, то ли ускорения” или афоризм: "Что будет после перестройки? Ясное дело — перестрелка!"
В этот момент зашевелились конкуренты - Михаил Ульянов и Василий Лановой. Первый стал при Горбачеве членом ЦК КПСС, что одело его в непробиваемую броню маршала Жукова. Однако возглавил прорыв парторг театр, актер Евгений Федоров ( 1926- 2020), брат артиста Александра Збруева и дед звезды сериала "Перевал Дятлова" Петра Федорова. Но это так, к слову.
Накануне исторического партсобрания, где коммунисты театра Вахтангова принимали решение об отставке Евгения Симонова, он позвонил Федорову и спросил нужно ли его присутствие. Парторг ответил, что нет, будет рутинный прием в КПСС новых актеров, а беспартийному Симонову это не нужно. Ну и пошел, успокоенный Симонов работать над репертуаром.
А через пару дней состоялось общее собрание театра, куда приехал Министр культуры РСФСР Мелентьев. Парторг Федоров предъявил следующие обвинения главному режиссеру:
✔️он многое ставит один в театре
✔️ не допускает других режиссеров
✔️ он занимает молодежь, а не среднее и старшее поколение
✔️провал последнего спектакля “Енисейских встреч” и ряда других.
Евгений Рубенович Симонов все это выслушал и поблагодарил труппу театра за 40 лет счастья совместной работы. Раскланялся и пошел в сторону своего кабинета. Повисла гробовая тишина, все замерли, а когда он скрылся из виду, многие стали плакать. Прямо в голос. И тут Федоров сказал:
— Ну что же, а теперь продолжим наше собрание!
И Максакова закричала:
— Иуда!
Закричала она это Федорову, а не Симонову. Она знала и как Симонов доверял своему оруженосцу и бездарному актеру Федорову и положение Максаковой в театре, позволяло ей не выбирать выражения.
Справедливости ради стоит сказать, что министр Культуры объявил о назначение Симонова главным режиссером театра Дружбы Народов. Но это была экзекуция. Сам Симонов назвал мероприятие прошедшее 25 сентября 1987 года - "снятием скальпа с головы без наркоза”.
А руками Федорова на трон театра Вахтангова взгромоздился член ЦК КПСС Михаил Ульянов. Актер он был неплохой, но режиссер никакой. Соратники по перевороту об этом знали, поэтому возложили на нового главреда только административные функции.Хотя напор "ворошиловского стрелка" и пробил дорогу в театр Роману Виктюку - режиссер совершенно не вписавшийся в идеологию театра Вахтангова. Василий Лановой рвал и метал. Но это уже другая история.
Откуда у меня вся информация? Из книги Ольги Симоновой-Партан "Ты права, Филумена". Рекомендую к прочтению и жду ваших комментариев.
Статьи по теме:
И, если, Вам интересны мои статьи, то поддержите Канал финансово: Сбер 4279 3806 0083 3059 Александр