Наконец поговорим о самых, на мой взгляд, красивых стеклянных изделиях СССР. О них решила написать отдельно, хотя это, конечно, продолжение прошлых статей.
Ещё в 1947-57-х годах можно заметить увлечение мастеров гутной работой. Кстати, гутное стеклоделие исторически характерно было не столько для России, а больше для Украины. Но российские стеклодувы эту технику успешно освоили и развили. Тот же Гусевский хрустальный завод возродил традиции гутного стекла. В 1960-70-х годах гутная техника стала почти главной его направленностью. Получалось очень красиво.
При этом широко используют лепной декор в виде дротов, лент, рюшей. Выглядит ещё наряднее.
Выпускают в СССР и гутные стеклянные фигурки и комбинированные из разного по цвету стекла.
И эти красивые, блистающие вазочки, кувшины и фигурки 1970-х годов до сих пор украшают наши дома.
Тем более странно и обидно мне стало при посещении в 2020-м году Студии художественного стекла в Адлере. Она начала свою работу в 2007 году: установили чешскую студийную стекловаренную печь - гуту. Обучение наших мастеров-стеклодувов тоже, типа, проводили лучшие европейские мастера. Как о великом достижении, нам рассказывали на экскурсии о том, как наших стеклодувов "научили" делать цветное гутное стекло. А почему? Свою школу стеклоделия утратили напрочь? Если бы я ничего не знала об истории русского и советского стекла, то, наверное, поверила бы. Но я, хоть немного, а знала; поэтому слушала эти оды европейскому мастерству с неподдельным изумлением и раздражением. А потом вообще ушла в музей-магазин. Красиво, конечно. Но довольно примитивно: цветное яблочко с листиком, цветные вишенки с листиком - и всё заточено на продажу сувениров.
Ещё в детстве я прочитала книжку В. Полторацкого со смешным названием "Гнездо хрустального гуся", 1969 г., издательство "Детская литература". В ней простым языком для детей, буквально "на пальцах" рассказывалось о технологиях и стеклозаводах Гусь-Хрустального, существовавших ещё с 1754-го года в Мещерском крае на реке Гусь. Книжка старенькая, фотографии изделий плохонькие; но всё равно полюбуйтесь, на что способны были гусевские мастера.
С тех пор, как в Мещерских лесах задымилась первая гута прошло более двухсот лет. В 1960-70-х годах весь этот район можно было назвать Гнездом хрустального гуся. 18 заводов, расположенных вокруг самого Гуся-Хрустального, выпускали в СССР одну треть сортовой хрустальной посуды и 50% технической. Назову некоторые из них.
КУРЛОВСКИЙ СЗ выпускал оконное стекло, зеркала и стекло-триплекс.
Были заводы, выпускающие бутылки для вин, аптекарскую и лабораторную посуду, флаконы для парфюмерии.
УРШЕЛЬСКИЙ СЗ изготавливал простую прессованную посуду. Кстати, Гусевский и Уршельский заводы ещё с 1914-го года наладили производство стеклянных и хрустальных изделий для керосинового освещения молочного, голубого и гутного стекла. Продолжился выпуск плафонов и абажуров и в советское время. Так что, если у вас сохранились плафоны СССР, скорее всего, родина их - Гусь-Хрустальный. Разнообразие было потрясающим. Между прочим, стоимость советских самых простых плафонов на том же "Авито" сейчас сильно взлетела.
А были СЗ, специализирующиеся с давних пор на дорогих хрустальных изделиях. И отвергнутая было в 1950-х годах "мальцовская" грань нашла своё применение. А грань, так и называемая "русские камни" и известная аж с конца 18-го века, быстро распространилась в Чехии, Англии и других европейских странах. "Камни" отличаются от большинства узоров гранения тем, что их рисунок не углублён, а возвышается над фоном.
Удивительная декоративная пластика мастера В. Муратова (Гусевский хрустальный завод) в конце 1960-х годов была тоже основана на старых традициях гутного стеклоделия.
А его работа "Акварель" (к сожалению, не нашла нигде её фотографии) - стекольный настенный натюрморт вообще стала новшеством. В деревянной раме на невидимых капроновых нитях "держалась" композиция из стеклянных цветов нежных и прозрачных тонов.
Да, это вам не "яблочко с листиком"! Так что мастерства нашим резчикам, стеклодувам и художникам не занимать. Ведь в 1970-80-х годах нас завалили отечественными стеклянными изделиями. А если добавить к ним хрусталь, который тоже пылится на наших полках в огромных количествах, то можно сказать, что художественного стекла (причём хорошего качества) в советских семьях было достаточно. И какие тайны в этом смысле могут поведать России европейские мастера?
#художественное стекло #гутная техника #стеклозаводы Гусь-Хрустального #мастера стеклоделия