Найти тему
Юрий Васьков

РУКОПИСЬ ПРОТОИЕРЕЯ

 В жилой избе устраивается большая стряпущая печь, на которой удобно можно лежать пяти человекам.
В жилой избе устраивается большая стряпущая печь, на которой удобно можно лежать пяти человекам.

В 1999 году, на запрос клуба путешественников «Гренада» из Русского Географического общества г. Санкт-Петербурга пришла рукопись, написанная протоиереем градо-Камышловского Покровского собора Василием Александровичем Прибылевым. Из документов государственного архива Свердловской области (ГАСО) известны страницы его священнической биографии (ф.285, оп.1, д.43; ф.6, оп.8, д.5), однако, на этот раз он интересует нас еще и как автор рукописи «Замечания. Составленные о жителях города Камышлова Пермской епархии, и в окрестностях оного находящиеся, сообразно данным на сей предмет руководством. 1850 г.».

Рукопись интересна, познавательна, и не потеряла своей актуальности и сегодня, ведь Василий Александрович писал не об абстрактных бытовых картинах повседневной жизни губернии, а описывал быт, убранство в домах и дворах жителей нашего города в середине ХIХ века.

Домашний быт

Жилища крестьян. Жилища крестьян, коих сословие не позволяет устраивать их по примеру городских жителей и купцов, а главное привычка к простому образу жизни, имеют большею частью единообразное устройство. Почти все дома у них состоят из двух отдельных срубов, соединяемых между собою сенями, т.е. пространством холодным, в коих вход бывает средь крыльца. Одна половина, где обыкновенно живет вся семья, называется избою, а другая, где хранятся разные домашние вещи, называется горницею или клетью. Впрочем, название горницы преимущественно принадлежит малой комнате, в которой есть печка, несколько окошек и которая потому отапливается хоть на время праздников, и содержится в опрятности. Такое устройство горницы есть принадлежность более зажиточных крестьян. Клеть же есть собственно холодная изба, с одним или несколькими маленькими окошками. В жилой избе устраивается большая стряпущая печь, на которой удобно можно лежать пяти человекам. Печи кладутся или из кирпича, или, как по большей части бывает, бьются из глины. У печи всегда бывает труба, и в здешних местах почти нигде не видно дымных или дымовых изб – с трубою деревянною. Пониже печи, а не горизонтально с нею устраивается из досок лежанка, или так называемый голбец, дабы, если будет на печи слишком жарко, то можно было бы лежать на этом голбце. Голбцы сие бывают иногда забраны досками со всех сторон, по одной которой-нибудь дверцы, для прохода через лестницу в подполье, которая также называется голбцем-нижним. Иногда нижний голбец устраивается и без глухой заборки, и в таком случае под верхним голбцем делается подъемная дверь, именуемая западней, подобно как в погребах. На противоположной стороне от печи делаются палати из досок, укрепленные одним концом в стене, а другим – в поперечный брус, который от стены протягивается до печи: палати бывают в ширину соразмерно величины избы; впрочем, большею частью шире печи. От трубы печной вдоль избы до передней стены вбивается полка, называемая грядка. В праздничные и воскресные дни от печи до стены, навешивается на полочке или на железном пруте, прикрепляемом к грядке, из узорчатого домашней работы холста, или из другого чего занавес. Пространство в избе за занавесом – к печке, называется середа, а окошко середы, если оно бывает где маленькое в ½ аршина в квадрате именуется кутным. В переднем углу на полке ставится несколько образов, за которые кладется несколько кусочков ладану и колодочкам со свечами, если у кого есть. Над образами почти во весь год хранится верба, полученная кем-либо из семейства в Вербное Воскресенье в приходской церкви, другие какие-нибудь украшения делаются перед образами; например у иных высится на вырезанной бумаге красное или золоченое яичко; у других – лампада. Замечательна, однако ж, черта у большей части здешних жителей, что св. иконы держат в чистоте и опрятности; а многие иконы ставят даже такие, которые совершенно полиняли от времени, и нельзя даже разобрать, какого святого изображен лик на оных. На полу в переднем углу стоит стол; а от переднего угла по ту и другую стороны протянутые лавки, составляют единственную мебель. Вверху сверх образов параллельно лавкам приделаны к стенам доски, называемые полицы или полки. Не задолго перед сим печи клались еще без труб, и во время топки, дым, выходя из печи, затягивал собою всю избу от порога до половины избы, и выходил из оной чрез отверстие, сделанное вверху в стене, и потом – чрез приставленную к нему дымовую трубу деревянную; от чего потолок и верхняя часть стен были черные и запыленные. Неудивительно, что от сего случались пожары, и крестьяне сами, увидев неудобство это, время от времени начали делать печи с трубами, так что в настоящее время редко где можно встретить дымовую трубу в доме, - и то разве уже у бедных.

О быте и кушаньях

Из строений надворных у крестьян имеются только самое необходимое, а именно: погреб, амбар и сарай: под последним разумеется пустое место большей частью между амбаром и погребом, покрытое крышею, где хранятся летом сани, а зимой телеги и другие принадлежности крестьянского быта. К сим строениям сзади еще пригораживается место для скота, которое называется задним двором или пригоном. В сем пригоне ставятся для коров и для птиц клети, а для лошадей конюшни; за пригоном – огород; а за огородом, если позволяет место – овин для молотьбы хлеба. Конечно, такое расположение надворных строений у крестьян бывает не у всех, по мере благосостоятельности каждого и других обстоятельств. В домах зажиточных крестьян замечается больше чистоты в жилой избе, не говоря о горнице; а в горнице кроме опрятности, имеются и украшения. Около образов по ту и по другую стороны приколочены на гвоздочки или приклеены на сургуч лубочной печати картины, представляющие какое-нибудь событие из священных историй, а часто какое-нибудь вымышленное происшествие. У среднего состояния крестьян, у коих нет горниц, картины, если есть, навешиваются на стене в самой избе. В горнице привешивается на гвозди на стене небольшое зеркальце, на которое надевается белое полотенце с вычурными кружевами, а под зеркальцем – подушечка из какой-нибудь темной материи.

Из зажиточных крестьян многие держат у себя самовар и пьют чай по воскресеньям и праздничным дням, и особенно угощают  гостей.
Из зажиточных крестьян многие держат у себя самовар и пьют чай по воскресеньям и праздничным дням, и особенно угощают гостей.

Из зажиточных крестьян многие держат у себя самовар и пьют чай по воскресеньям и праздничным дням, и особенно угощают гостей, в какое бы время дня или ночи они не пришли. Самый бедный крестьянин считает для себя иметь хотя бы плохие сани и телегу и принадлежности для обработки земли для домашнего сельского хозяйства, например, соху, борону, несколько кос, граблей, вил, серпов и проч. /Здесь косить сено не литовками, а косами, называемыми иначе горбушами/.

В доме у не богатого крестьянина из домашней посуды, кроме чашек, ложек и других вещей для приготовления пищи, как-то: лопаты, ухваты, клюки, кочерги, почти ничего нет; у зажиточных же имеется посуда, т.е. тарелочки, миски и стеклянные кувшины, стаканы, рюмки и проч. Кушанья бывают у крестьян в простую пору самые незатейливые. В постный день летом обыкновенным и употребительным кушаньем служит: хлеб с луковым пером, который взяв с гряды можно крошить ножом, потом в чашке толкут деревянным пестом, наливают квасу, хлебают ложками. Вместо лука, если поспевает картофель или огурцы, то искрошив хлебают с квасом. За сим следуют щи из ячменной крупы, и если есть, каша из мелкой овсяной крупы с маслом конопляным или без масла. Зажиточные в праздники покупают соленой или сухой рыбы; из первой приготавливают пирог, т.е. рыбу, как она есть – сырок или моксун, с головой и хвостом, даже иногда не очистивши чешую, защипывают в сырое тесто пшеничное, и пекут в печи, а из второй – похлебку с овсяною крупою, каковую похлебку называют щарбою. У зажиточных приготавливают и жаркое из картофеля – в постный день. В молочные постные дни подают молочные щи, если есть, из говядины соленой, или свиной, но больше из солонины, которую приготавливают свою, чтобы избежать покупки и расходов; а буде нет щей, то постятся – из крупы со сметаной; и кашу с маслом; затем кислое молоко с творогом большею частью заключает обед не только простого, но даже и зажиточного крестьянина. Подчас удовлетворяются и постною какою-нибудь пищей и даже одним хлебом, что случается нередко у бедных. В праздничные дни, особенно в дни нарочитых праздников они делаются несколько по прихотливее. Пирог с соленой рыбой, а буде случится и свежей, составляют неотъемлемую принадлежность праздничного стола, в какой бы день ни было, потом холодное из коровьих ног, называемое студень, без дальнейшего поваренного искусства приготовленные, щи молочные, лапша со свининой, до которой они страстные охотники, жаркое – поросенок, гусь или баранина, каравай, разных видов и свойств яичница, пирог из рубленной моркови с маслом, каша просовая или крупяная и молоко горячее и холодное, а иногда и пирожное, что, однако, бывает редко, составляют праздничный обед порядочного крестьянина. Если нет всех почисленных здесь кушаний в одно время. Многие хозяйки стараются блеснуть не искусством приготовления стола, но количеством яств. Если же бывает за столом одно семейство, то без церемоний нарезают хлеба ржаного или пшеничного ломтями, при гостях же бывает только пшеничный, ржаной служит признаком или неуважения к гостям, или недостатком и бедностью хозяев. Вместо салфеток кладут для всех гостей полотенца; пред обедом или в продолжение обеда, если у кого есть, особливо в большой праздник или торжественный случай, подают вино на подносе, так часто, как хочет нужным хозяин, смотря по качеству гостей. После обеда все молятся Богу и благодарят хозяина за хлеб за соль.

Одежда крестьян. Одежда у здешних крестьян и крестьянок не отличается каким-либо особенным, им только одним свойственным характером. Крестьяне одеваются зимой в тулупы, покрытые синим сукном, а чаще – в нагольные, т.е. ничем не покрытые, и в полушубках; а летом – армяки серого и синего сукна, халаты и в зипуны. На голову надевают фуражку или …, подтягиваются, особенно щеголи, алою опояскою. Обувь здесь исключительно кожаная: на мужчинах – сапоги и бахилы, а на женщинах … и башмаки. Женщины одеваются, смотря по сословию – различно: у зажиточных крестьян у жен и дочерей – шелковые сарафаны, кисейная белая рубашка, шелковый пояс, шелковый платок на голове и башмаки – составляют летний наряд, а зимою – сверх всего надевают шубу. Дома в простую пору ходят очень просто: пестрая или белая рубашка и платок на голове у женщин, а девицы без платка. Зимою этот наряд дополняется какою-нибудь обувью, например коты, так называемые, т.е. род ботинок, и одеждою, например, зипуном черного сукна или шубой.

***

Василий Александрович Прибылев умер 15 декабря 1880 года в возрасте 72 лет. Похоронен был на городском кладбище (район УИЗ).

Обращает на себя внимание то, что в рукописи нет упоминания о купцах, а ведь они в тот период жили в Камышлове.

Рукопись передана в городской историко-краеведческий музей.