В нашем городе, на улице Советская дом 6, расположено типовое двухэтажное здание МАДОУ «Детский сад № 3». С первого взгляда оно ничем не отличается от других детских садов Первоуральска: зелёные насаждения, прогулочные участки с теневыми навесами, яркие постройки для игр детей.
На самом деле, это непростой детский сад, единственный в городе – особенный! Почему? - спросите вы.
Это детский сад для особенных детей – детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Каждое утро детский сад гостеприимно распахивает двери своим воспитанникам и их родителям. Написанные на табличке у входа слова: «УЛЫБНИТЕСЬ, ВЫ ПРИШЛИ В ДЕТСКИЙ САД. МЫ ЛЮБИМ ВАШИХ ДЕТЕЙ!» - не пустая фраза, это девиз коллектива нашего образовательного учреждения.
Сделать жизнь особых детей интересной, яркой, насыщенной, а главное оказать своевременную квалифицированную помощь в преодолении недостатков в развитии, социализировать, подготовить к школьному обучению – вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед педагогами ДОУ.
Для детей с особыми образовательными потребностями в нашем учреждении созданы специальные условия.
В каждой возрастной группе детского сада, а их всего шесть, не более десяти воспитанников, что позволяет уделять внимание развитию каждого ребёнка в отдельности. Для каждого дошкольника составлен свой образовательный маршрут, определена зона его ближайшего развития.Наши особенные дети учатся быть уверенными и успешными, преодолевать возникающие трудности, этому способствует индивидуальный подход и коррекционная работа специалистов сопровождения.
Давайте поговорим о том, кто же такие специалисты сопровождения.
В нашем детском саду, в отличие от массового детского сада, кроме двух воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре (педагоги имеют специальное образование), за каждой группой закреплены учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог.
Учитель-дефектолог - «ведущая скрипка» в нашем педагогическом оркестре, высококвалифицированный,востребованный в современном обществе, специалист. Эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики - дефектолог диагностирует имею щиеся проблемы в развитии дошкольников, ищет способы их компенсации, занимается обучением, воспитанием и адаптацией особенных детей.
Учитель-логопед – индивидуально занимается коррекцией произношения каждого воспитанника ДОУ и развитием речи в целом: развитием артикуляционной моторики, развитием физического и речевого слуха, обогащением словарного запаса,обучением навыкам словообразования и словоизменения, развитием связной речи.
Для организации индивидуальной работы с дошкольниками в каждой группе есть отдельный кабинет учителя-дефектолога/учителя логопеда, оснащённый необходимым оборудованием (компьютерная техника, зеркала, споты), методическими пособиями, дидактическими играми.
Педагог-психолог – работает над эмоционально-волевой и личностной сферами ребенка, проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, элементы арт-терапии (творческая деятельность), оборудование сенсорной комнаты, которая была приобретена для нашего детского сада в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».Главная задача сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса: световой стол для рисования песком снижает эмоциональную нагрузку, развивает мелкую моторику;воздушно-пузырьковая колонна с мягкой платформой позволяет удобно расположиться, расслабиться и настроиться на позитивное взаимодействие; волокна фиброоптического душа «Солнышко» стимулируют тактильные ощущения; сухой бассейн, наполненный шариками, создает мягкий массажный эффект, обеспечивает мышечную релаксацию. Дети с большим удовольствием посещают данные занятия.
А так же один раз в неделю ведёт приём детей в присутствии их родителей врач-психиатр: берёт ребёнка под наблюдение, при необходимости назначает дополнительное обследование и лечение, консультирует родителей по вопросам, касающимся психического развития дошкольников с ОВЗ.
Для детей, не посещающих детский сад, ведёт плановую работу диагностико-консультационный пункт (ДКП), где родители могут получить методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультационную помощь специалистов по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста на бесплатной основе.
Педагогический коллектив нашего детского сада - это сплочённая команда профессионалов, грамотные, талантливые люди, любящие детей. У нас работают и опытные стажисты, и молодые перспективные педагоги. Педагоги ДОУ регулярно повышают свою профессиональную квалификацию, владеют современными образовательными технологиями, транслируют свой опыт в мероприятиях городского, областного и всероссийского уровня.
Активными участниками различных мероприятий являются и наши воспитанники. На уровне детского сада проводятся яркие утренники и развлечения, где дети поют, танцуют, читают стихи; спортивные праздники и соревнования;квесты, где дошкольники вместе с любимыми сказочными персонажами играют, выполняют интересные задания, преодолевают препятствия и доходят до намеченной цели; выставки творческих работ – рисунки, аппликации, поделки. Неоднократно воспитанники нашего детского сада становились победителями и призёрами городских и областных конкурсов.