Найти тему
Начальная школа

Анализ методической работы

Оглавление

Анализ методической работы

Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»

В Филиале ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» находится в с. Малый Нарын Джидинского района. В школе обучаются 45 учащихся начальных классов.

Педагогический коллектив состоит из 14 педагогов, из них 5 учителей, 6 воспитателей, 2 педагога дополнительного образования и 1 социальный педагог. Средний возраст педагогического коллектива составляет 37 лет, 57% педагогов имеют первую категорию. Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» полностью укомплектован руководящими и педагогическими кадрами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие исследуемого образовательного учреждения.

В мае 2013 годы по Приказу Министерства образования и науки РБ в Филиале ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» были открыты начальные классы. В связи с этим в 2013 - 2014 учебном году школе был реализован комплексный проект введения ФГОС, цель которого – приведение образовательной системы школы в соответствие с требованиями ФГОС. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – прио­ритетное направление развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса. В рамках комплексного введения ФГОС в школе осуществлялся проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС». Проект состоял из пяти этапов: информационно-аналитический, диагностический, этап планирования, основной, итоговый.

Задачи проекта «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:

· определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;

· составление перечня изменений, которые следует провести в системе методического сопровождения педагогов школы в связи с введением ФГОС;

· разработка программы методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.

На диагностическом этапе было проведено заседание МО начального образования школы, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании МО было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС». Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили представители администрации школы. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС».

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в школе, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.

Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации методической помощи.

Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:

· средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными доку­ментами;

· средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;

· неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.

В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе школы, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы МО начальных классов на период введения ФГОС, а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога.

Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы МО начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС. Учи­телям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета.

Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС во 2 и 3 классе.

По результатам диагностики выявлены проблемы:

· неполная готовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

· недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы общего образования (базисного учебного плана, части, формируемой участниками образовательного процесса);

· принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

· недостаточный уровень психологической компетентности некоторых учителей начального и общего образования;

· упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

· сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

На основе выявленных затруднений была создана программа методического сопровождения введения ФГОС в Филиале ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат».

Целью программы является создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС общего образования».

Задачи программы:

· информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России и инновационных процессах в образовании;

· содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;

· систематизация представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, реализация компетентностного подхода, развития личности обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития их способностей, учебной деятельности и мотивации учения;

· ознакомление с современными технологиями и методиками начального обучения, в т.ч. с информационными, и использование их в работе педагогов школы;

· формирование умений проектирования и конструирования образовательного процесса в начальной. Основной средней школе в соответствии с современными требованиями;

· содействие развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности на основе мониторинга педагогических затруднений;

· формирование мотивации учителей к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Методическая работа должна оказать действенную помощь учителям в условиях реализации ФГОС.

Целью деятельности школьной методической службы Филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» является создание действенной, эффективной системы работы, которая формирует и стимулирует развитие профессиональной компетентности, организует условия для совершенствования педагогического мастерства и приобретения опыта самореализации, контролирует эффективность профессиональной деятельности в новых условиях.

Поставленная руководством школы цель сформировала ряд задач, стоящих перед методической службой Филиале ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»:

- своевременное информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики;

- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;

- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива;

- создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса, результативное участие учителей в конкурсах, конференциях, педагогических чтениях.

Организационная структура методической службы Филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» представлена на рис.1.

Педсовет

Методсовет

Служба сопровождения ФГОС

МО учителей начальных классов

МО учителей-предметников

МО воспитателей

Система повышения квалификации учителей (внешкольная и школьная)

Рис.1. Модель методической службы Филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»

Методическая работа в школе строится на основе Положений о методическом объединении и методическом совете и осуществляется в соответствии с планом работы. В организации работы методической службы школы используются на ряду с традиционными инновационные формы организации методической работы. С их помощью реализуются образовательные программы и учебный план школы, обновляется содержание образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, информационные, деятельностные технологии и др.).

На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы по реализации ФГОС, повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчета.

Целью деятельности методического совета школы является организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров. Методический совет способствует решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения. Методический совет школы имеет достаточный мультимедийный методический материал, позволяющий педагогам повысить свою профессиональную компетентность, также сформирован и постоянно обновляется банк методической информации, собранной в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических советов, методических объединений.

Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы Филиале ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат», осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, внеклассной работы. В школе работают 3 методических объединения (рис. 1), сформированных на основании Положения о методическом объединении школы.

Необходимо подчеркнуть, что все педагоги школы-интерната объединены в предметные методические объединения, т.е. являются включенными в методическую систему школы.

Деятельность МО учебного заведения направлена на выполнение следующих задач: изучение вопросов по реализации ФГОС, популяризация современных идей, технологий, опыта работы педагогов для непрерывного повышения квалификации; выявление и рекомендации для обобщения работы школьных МО, отдельных педагогов в соответствии с современными достижениями педагогической теории и практики.

Среди основных форм работы, используемых методическими объединениями школы следует выделить: круглые столы, совещания по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей; заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся; открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету; мастер-классы, доклады, сообщения по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требования руководящих документов, передового педагогического опыта; проведение предметных методических недель; взаимопосещение уроков; контроль за качеством проведения учебных занятий. Но необходимо отметить, что при анализе планов работы МО, видны следующие недостатки:

Чувствуется изолированность предметных МО, их замкнутость в узких рамках не только предмета, но и конкретных учебных программ, предметной дидактики, состава преподавателей. А это порождает разобщенность, несогласованность тематики, отсутствие межпредметных связей.

Поэтому для всех форм методической работы обязательна единая общешкольная тематика, исходящая не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач развития школы и комплексного анализа результатов и эффективности образовательного процесса на данном этапе.

Не планируются промежуточные и конечные результаты методической работы по избранной проблеме.

Результатами могут быть:

- оценка методической работы каждого учителя в зависимости от квалификации или притязаний на более высокую квалификационную категорию;

- включение молодых учителей в решение общешкольных методических, педагогических проблем, содействовать их профессиональному росту, развивать их методологическую культуру;

- повышение качества знаний учащихся.

Наряду с традиционными МО созданы межпредметные временные и постоянные объединения для решения проблем преемственности, согласованности, целостности в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

В школе создана творческая группа учителей «Система качества образования», участники которой работали над усовершенствованием системы оценки знаний учащихся. Разработана модель внутришкольной системы оценки качества образования, проанализированы цели оценочной деятельности, составлены критерии, процедуры, инструменты оценки и формы фиксации результатов. Проводятся диагностика сформированности универсальных учебных действий, оценка предметных результатов, результаты диагностики фиксируются в индивидуальных листах достижений ученика.

Разработано положение о введении портфолио ученика начальной школы, согласно которому на каждого ученика ведётся портфолио достижений. С результатами работы наши учителя и воспитатели выступали на межрегиональной научно-практической конференции учителей «Контроль и оценка способов учебных действий младших школьников» в марте 2017 года в Иволгинском районе. 5 педагогов из 8 участвовавших в конференции заняли призовые места в 5 секциях: 1 место воспитатель Ц.Ж, Самданова, учитель Д.Н.Содбоева, 2 место учитель начальных классов Н.П-С.Раднаева, методист Г.Б. Цыденова в секции «Русский язык и литературное чтение», 3 место воспитатели Т.Ц-Д. Вампилова, Д.В.Гармаева в секции «Внеурочная деятельность». Такое успешное выступление стало, конечно же, результатом долгой и усердной работы наших педагогов. Деятельность творческих групп является эффективной и результативной.

Контроль за деятельностью методобъединений школы осуществляется заведующим филиалом школы-интерната и его заместителем по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми заведующим филиалом.

Для повышения профессионального мастерства педагогов используются различные формы: семинары, методические недели, методические совещания, открытые уроки и внеурочные занятия, мастер-классы, обмен опытом работы, индивидуальные беседы по организации и проведению уроков и т.д.

На базе школы проводятся методические семинары различного уровня.

В 2014 году – республиканский семинар учителей начальных классов и ПДО «ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса».

В 2015 году - кустовой семинар учителей начальных классов «Формирования познавательных способностей учащихся через использование активных методов обучения на уроках».

В 2015 году – обучение учителей начальных классов Гэгэтуйской СОШ и наших педагогов по теме «Формирование УУД у учащихся начальных классов» в форме педагогического моста. Обмен опытом по сети-интернет.

В апреле 2017 года по инициативе районного методического совета на базе школы был проведен районный семинар учителей начальных классов по теме «Система контроля и оценки универсальных учебных действий учащихся в начальной школе».

Все семинары получили высокую профессиональную оценку.

Традиционно проводятся в школе конкурсы профессионального мастерства. «Учитель года» и «Сердце отдаю детям».

Победители были награждены дипломами 1 степени, призеры – дипломами 2 степени, участники - сертификатами. Лауреаты конкурсов – учитель Раднаева Н.П-С. И воспитатель Балданова Ж.В. были награждены дипломами и путевкой на курорт «Аршан» Тункинского района.

В конкурсе приняли участие 10 человек.

Также педагоги школы принимают участие в республиканских конкурсах профессионального мастерства. Так 2015 году наш воспитатель З.З. Пагбаева стала лауреатом республиканского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», в 2017 году воспитатель Д.В. Гармаева в районном конкурсе «Сердце отдаю детям». В 2017 году учитель начальных классов Н.П-С. Раднаева приняла участие в конкурсе «Учитель года». Следует отметить, педагоги неохотно принимают участие в конкурсах профессионального конкурса.

4 педагога опубликовали свои методические статьи в сборнике «Контроль и оценка способов учебных действий младших школьников», а также свои статьи и методические материалы публикуют на разных сайтах в сети интернет.

Творчески работающие учителя имеют возможность реализовать себя в творческих группах. Организовали и осуществили оформление школы. В настоящее время действуют предметные стенды для учащихся, которые помогают расширить кругозор детей, информировать их об обновлении содержания образования, об оптимизации учебного процесса.

Работает Школа молодого учителя под руководством опытного учителя Раднаевой Н.П-С. Приказом заведующего филиалом назначены наставники молодым специалистам. На начало учебного года составлен план работы школы молодого педагога, включающий в себя различные мероприятия, систематизируется материал по вопросу методического сопровождения молодых специалистов. Обеспечено информационное и методическое сопровождение данных учителей, посещаются уроки администрацией и коллегами с целью оказания методической помощи. Однако, молодые специалисты неактивны в конкурсах профессионального мастерства.

Работа по самообразованию педагогов проводится по индивидуальным планам. Учителя разрабатывают планы профессионального роста на основе проблемно-ориентированного анализа своей деятельности. Но эта работа несет какой-то стихийный, скачкообразный характер. Контролировать эту работу достаточно сложно, так как необходимо сформировать мотив у педагогов работать самостоятельно над собой.

Повышение квалификации педагогов Филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» проводится в соответствии со статьями 196, 197 Трудового кодекса Российской Федерации - по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 лет в течение всей трудовой деятельности работника. Периодичность устанавливается руководителем в соответствии с планом повышения квалификации специалистов образовательного учреждения на текущий год с учетом мнения самого педагога.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует плановое прохождение курсовой подготовки на базе БРИОП и других организаций. Ежегодно 10-20% преподавателей школы проходят курсы повышения квалификации. Отметим, что повышение квалификации стало обязательной нормой для большинства членов педагогического коллектива.

Администрация для стимулирования педагогов применяет моральные и материальные способы. Так, сегодня в школе 6 педагогов награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РБ, 5 учителей награждены грамотами Управления образования района.

Таким образом, нами был проведен анализ эффективности организации методической работы Филиала ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат». Следует отметить, что в рамках внедрения в работу образовательных учреждений стандартов ФГОС эффективно работали творческие группы учителей, использованные традиционные формы в сочетании с инновационными. Но, тем не менее деятельность методической службы Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат» не была в достаточной мере эффективной.