Найти тему

«Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребенка»

Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка

Ментальная арифметика – уникальная методика устного счёта на счётах «абакус», которая возникла свыше 5 тысяч лет назад. В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к наукам.

Ментальная арифметика – это мощный метод развития интеллектуальных возможностей ребёнка, на занятиях дети развивают зрительную память, логику, отрабатывают скорость мышления, межполушарного взаимодействия. Правое полушарие головного мозга отвечает за воображение, образное мышление и фантазию. А левое – за логику, речь, математические способности. Ребёнок, у которого левое и правое полушария развиваются гармонично, сможет подойти к решению любых задач с двух сторон, творческой и аналитической, при этом процесс будет максимально быстрым.

Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

В условиях современной эпидемиологической ситуации возникает логичный вопрос: «А можно ли научиться ментальной арифметике дистанционно?». Ответ прост: «Конечно, да!» Для занятий ментальной арифметикой дистанционно достаточно наличие счётов «абакус», карандаша и тетрадки в клетку. На начальных этапах мы знакомим детей со счётами, вспоминаем счёт, развиваем внимание и память, выполняем задания на взаимодействие двух полушарий головного мозга одновременно. Дистанционные занятия развивают также у ребёнка самостоятельность и ответственность, ведь дистанционная форма работы подразумевает достаточно частые самостоятельные тренировки.

Для дистанционного обучения так же, как и для традиционного, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем. В частности, для ментальной арифметики существует огромное множество дидактических материалов, которые представлены в большинстве своём в электронном варианте.

Например, с детьми мы используем лабиринты для закрепления первых представлений об абакусе, достаточно распечатать лабиринт и можно играть, также его может нарисовать родитель на листке бумаги, а ребёнок выполнить:

Для отработки скорости счёта дети занимаются в бесплатном приложении, доступном для android и ios – «Know Abakus», для этого даже не нужно использование компьютера, что очень удобно:

Основные положительные моменты дистанционного обучения:

– Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься арифметикой, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн-чате).

– Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет).

– Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу.

– Процесс обучения доступен для всех детей в независимости от состояния здоровья.

– Дети могут общаться с обучающимися других групп в едином чате WhatsApp, тем самым увеличивая свой круг общения.

– При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.

К минусам дистанционного обучения можно отнести:

– Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, у многих педагогов нет возможности снимать видеоуроки на профессиональную камеру, приходится делать видео на смартфон, а затем монтировать в бесплатных приложениях.

– Невозможность отследить, как ребёнок передвигает косточки на абакусе, для ментальной арифметики характерны определённые движения конкретных пальцев при счёте, в уроках данный факт объясняется, однако отследить правильность выполнения ребёнком не представляется возможным.

– Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком, иногда важно ребёнку помочь взять в руки карандаш так, чтобы было удобно выполнять подсчёты и записывать, не выпуская из рук карандаша, детям недостаточно просто показать, необходимо помочь с постановкой руки, однако в этом могут помочь родители.

– Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.

Анализируя личный опыт и опыт коллег в дополнительном образовании, можно сделать вывод, что инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают педагогу повысить качество образования по программе, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

Список использованных источников

1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.

3. Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014. – 247 с. – ISBN: N/A.

4. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.

5. Глейзер Г.И. История математики, М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

6. Карпушина Н.М. «Liber аbaci» Леонардо Фибоначчи. Журнал «Математика в школе» №4, 2008 г. Научно-популярный отдел.

7. Куторги М. О счётах у древних греков. («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и след.)

8. The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 – March 9, 2003.