Здравствуйте
Продолжим исследование антиутопии. Сегодня я расскажу об особенностях повествования, основных приемах, тропах.
► Возникновение повествователя
Многие антиутопии пишутся от 1-го лица, часто – самого героя. Получается повествователь-очевидец, который все знает о мире, в котором живет. Отсюда и распространенные формы антиутопии: дневники, письма, мемуары и т.д.
Например, в романе Е. Замятина «Мы» именно герой записывает все, что с ним происходило. То же у Лема в «Рукописи, найденной в ванне», у Лао Шэ в «Записках о кошачьем городе» и у многих других писателей.
А если повествование ведется от 3-го лица, свидетельства – записи на различных источниках – все равно появляются частенько.
► Подполье
Интересны в антиутопиях «два мира в одном», до поры до времени живущие рядом, но без серьезных столкновений. Помните подземный город в «Разрушителе»?
На земле и под землей, на острове и на материке, на земле и под водой, на планете и ее колонии и прочее – одна власть прекрасно знает о существовании другой. Такие миры позволяют четко обозначить проблемы, создать конфликт.
► Финал
Как я уже говорил, в настоящей антиутопии хороший финал – редкость. Чаще это тревожная открытая концовка, призывающая читателя задуматься над проблемами.
Характерна и «минусовая» концовка, когда герой погибает, так сказать, за правое дело, жертвует собой ради других.
Или негативная концовка в полном смысле слова, когда система побеждает (как у Замятина).
Да, какой-то позитив может быть, но это уже тенденция жанра сегодняшнего времени.
► Бегство
Один из распространённых приемов, в том числе для концовки – «бегство».
Это значит, что герой изо всех сил стремится вырваться из системы, найти приемлемый для себя мир.
Герой Р. Шекли («Билет на планету Транай») находит страшный мир, эдакую пародию на законы (а про жен там мило ☺)
Мистер Мак-Кинли Л. Леонова не может, но очень хочет воспользоваться услугой сальватория, где его усыпят, а разбудят через много лет. Не буду спойлерить, почитайте книгу или посмотрите кино.
Разбудит вас какой-то тип
И пустит в мир, где в прошлом – войны, вонь и рак,
Где побежден гонконгский грипп.
На всем готовеньком ты счастлив ли, дурак?
Вот и сбывается все, что пророчится,
Уходит поезд в небеса – счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
(В. Высоцкий, песня из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»)
► Язык антиутопии
Конечно, в антиутопии предполагается и особенность языка:
– много терминологии;
– много новояза;
– наличие сленга, бранных слов (возможно);
– гипербола, сравнение – основные тропы;
– много «геометрии», мало «природы» (вспомните монохромный мир героя Замятина и буйство зелени за стеной).
Лично мне нравится сравнение антиутопии с садом камней. Если другие произведения – пышные разноцветные сады, порой дикие, то мир антиутопии – искусственно созданное образование.
► Комедийные приемы
Поскольку изначально антиутопия имела сатирическое начало, для нее характерны пародия, ирония, фарс, бурлеск и т.д. Читать бывает весело, да, Пелевина, к примеру. А за комедийным – страшное.
► Парадокс
Парадокс тоже распространен в антиутопиях, потому что аномальное сопоставление несочетаемых идей ради яркого изложения или неожиданного понимания (словарь) дает глубину смыслов.
Это и «Министерство бесплодия» у Э. Бёрджесса, которое в другой интерфазе легко становится «Министерством плодовитости». Жуткие родители, сдающие умерших детей на удобрения.
Министерство правды Д. Оруэлла, задача которого этой самой правды не допустить.
Если по мнению народа чиновник не справился с работой, он должен быть убит – у Шекли и т.д.
► Аллегория
Практически во всех антиутопиях есть этот художественный троп, но есть и истории-аллегории: «Жизнь насекомых» Пелевина, «Кролики и удавы» Инскандера, «Собачье сердце» М. Булгакова и др.
Особе место в антиутопии занимают литературно-фантастический гротеск и гиперболизация. Вот с этим надо разобраться подробнее. Так что продолжение следует...
Начало:
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература