Мы уже говорили о том, что май — важный месяц в дискографии The Cure, вспоминали Disintegration, а вот сейчас пришло время Pornography. Эта пластинка вышла в этот день в 1982 году, Несколько слов о ней
Текст: Александр Кондуков
Об этом мало говорят, но группа The Cure — это в большей степени нойз-рок группа, нежели готическая и пост-панковская. Создавать шумы, которые провоцируют тоску, апатию, возможно, зубную боль, они в целом умели не хуже, чем электронщики. Во многом благодаря этому гимны Роберта Смита так ценили в 80-х и 90-х поклонники Depeche Mode, с которыми их основные кумиры обращались как с собаками Павлова.
Условные рефлексы — это эхо, наложенное на ударных и делающее их похожими на бешено бьющееся сердце, это сверлящие гитары и бас, отдающий в голове как мигрень. Как и многие медики-экспериментаторы, The Cure злоупотребляли своими приемами, живо интересуясь, сколько люди готовы терпеть их садистские опыты. Фанаты Роберта Смита знают кодовое стоп-слово Carnage Visors, этот предел был в свое время группой найден. Альбом Pornography, который вышел в этот день в 1982 году, — это диссертация по жестокому обращению с людьми в начале того десятилетия, времени эйфории и вседозволенности. Мрачные британские провинциалы все это очень жестко отрицали.
Басовый рифф Hanging Garden, звучавший в заставках советского ТВ (то ли «Времечко», то ли «Монтаж») подчеркивает, что жертвами опытов The Cure стали даже те, кто об этом не догадывался. Те же, кто пытался прорваться через поток сознания активистов постмодерн-юмора телекомпании «Авторское телевидение». Кустарный подход и структура роднит советское ТВ 90-х с фабриками нынешних мемов.
С точки зрения текстов Pornography — это простой способ продемонстрировать экзистенциальную тоску через медицинские аналогии. Перефразируя лирику Петра Мамонова, суть сводилась к следующему: «Жизнь — это страшная болезнь. Я, наверное, возьму больничный лист». Очень похожей фразой пластинка в целом и завершалась.
Впоследствии — с приходом интенсивного ударника Бориса Уильямса — треки с Pornography стали концертными фаворитами The Cure. Они манифестарные, плакатные, готовые к применению людьми, которые регулярно используют шаблоны и готовы искажать их, пока они не будут удовлетворять. В этом смысле пластинка и правда вышла порнографической — полная обнаженность, ритуальность и универсальность. Ну а название пластинки на смазанном фото — бесплатный бонус для молодых поклонников коллектива, интересующихся не только внутренним протестом, но и внешним. Они могли запросто положить пластинку на видное место и порядком озадачить домочадцев.