Лужных Наталия Николаевна,
мастер производственного обучения,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
"В современном мире самым успешным будет не самый умный, не самый быстрый и не самый сильный. Самым успешным будет тот, кто умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, поэтому необходимо стремиться к стабильности, но и не бояться перемен"
КьеллНордстрем
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В образовании происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональнойобласти.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивидууму, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».
Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в процессе обучения машиниста крана металлургического производства необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных педагогов. [5]
Виды компетенций:
1.Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория обучающегосяи программа его жизнедеятельности в целом.
2.Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучающимся картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3.Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций обучающегосяв сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам обучающийсяовладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4.Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
5.Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе.[6]
Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в умении выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность, ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.),
решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Цели обучения должны быть направлены на развитие у обучающихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения и новых методик проверки эффективности обучения.
Современный мир меняется настолько быстро, что человечество едва ли успевает реагировать на вызовы времени. То, что пару лет назад казалось невозможным, сегодня становится реальностью. Что ждет нас через 15 лет — одиночество и изоляция или дружба со всем миром в социальных сетях? Что сулит нам работа вне офиса — свободу и независимость или рабочий день длиною в сутки? Какие знания и навыки нам будут нужны, какие профессии появятся, а какие исчезнут?
Все профессии нужны, все профессии важны – такого принципа придерживается Reconomica, и старается осветить для вас как можно больше нюансов разных специальностей, от программиста до слесаря-сантехника.
Сегодня список рабочих специальностей пополнит редкая профессия, требующая физической выносливости и ювелирной точности, но при этом считающаяся на постсоветском пространстве скорее женской, чем мужской – машинист крана.
Первый кран с двигателем был построен в 1827 году. С той поры началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. В наше время цивилизация продвинулась вплоть до создания роботов, а люди все так же строят, но делают это при помощи грузоподъемных машин: мостовых
Название профессии «машинист» происходит из немецкого языка, от слова maschine, что значит «машина». Соответственно, машинист — это тот, кто управляет машинами, в нашем случае — кранами.
Работа машиниста крана заключается в управлении самодвижущимися подъемными механизмами, в ходе которого выполняются работы по: перемещению груза в нужное место . Большинство промышленных предприятий не может обойтись без применения мостовых кранов. С помощью мостовых или козловых кранов производится погрузка и разгрузка, а также перемещение различных грузов. Мостовой кран способен доставлять грузы в больших объемах, поэтому наиболее часто применяется на складах и в рабочих цехах предприятия. Иногда такие краны используются на стройке для монтажа либо ремонта конструкций. Для того, чтобы работать машинистом мостового крана, нужно знать основы геометрии и физики, и не бояться высоты. Одно резкое движение может привести к аварии, поэтому к работе крановщика нельзя допускать нервных людей.
Конечно, для управления таким механизмом требуется специалист высокой квалификации, способный грамотно, качественно и безопасно обращаться с мостовым краном в производственном цикле.
Главная сложность этой профессии заключается не в управлении тяжелыми рычагами, а в управлении своим внутренним состоянием. Каждый раз, прежде чем сесть за управление краном, нужно привести свой настрой в порядок — машинист должен быть собранным и сосредоточенным! Бывали несчастные случаи, поэтому работающие всегда должны быть максимально сконцентрированными и иметь быструю реакцию. Важно, чтобы машинист обладал такими качествами, как стрессоустойчивость и дисциплинированность.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста крана, крановщика:
хорошее физическое здоровье;
хорошее зрение;
хорошая координация движений;
точный глазомер;
концентрация внимания;
хорошая моторная память.
- выносливость;
- усидчивость;
- ответственность;
- внимательность;
- уравновешенность;
- аккуратность.