Найти тему

Этноцифра: фольклорное наследие Урала в «Уральской электронной библиотеке»

Путеводитель по прозвищам жителей разных регионов Урал

Кузюки, бесшлейные, гамаюны и горчишники. Что это за слова? Шуточные обращения жителей Урала друг к другу или обидные прозвища? Разбираемся в уральских этнонимах, бытовавших среди населения региона в послевоенные годы.

Многие прозвища, придуманные уральцами, имели профессиональную подоплёку и были получены жителями того или иного региона, благодаря расположившемуся поблизости крупному промышленному предприятию.

К примеру, жженопятиками или жженопятыми окрестное население называло жителей заводского посёлка Касли. Такого прозвища каслинцы удостаивались за работу на чугунолитейном заводе, где при неосторожности очень легко было обжечь ноги.

Каслинский чугунолитейный завод
Каслинский чугунолитейный завод

Интерес представляет и название «куделька». Так прозвали рабочих, занятых на добыче асбеста на рудниках в Асбестовском районе. При чём же здесь кудельки, то есть льняные волокна? Дело в том, что асбест – это минерал, который под ударами молота образует тонкие гибкие волокна. Они напоминают льняную куделю. Именно поэтому асбест также называют «горным льном».

Сможете понять, где куделька из асбеста, а где изо льна?
Сможете понять, где куделька из асбеста, а где изо льна?

Кузюк– ещё одно прозвище, связанное с промышленным предприятием. Так говорили о старожилах города Златоуста, которые работали на «Казённых южно-уральских заводах». По первым буквам названия заводов и сложилось прозвание «кузюк».

Жители Урала не оставили без своего внимания и выходцев из других регионов России. Например, переселенцев из Самарской губернии златоустовцы прозвали горчишниками, так как у себя на родине они занимались посевом горчицы.

В Пермской губернии были широко развиты соляные промыслы. Поэтому её жителей часто в шутку называли пермяки – солёные уши. Прозвище настолько прижилось, что в Перми в его честь даже установили памятник!

«Пермяк солёные уши» в Перми
«Пермяк солёные уши» в Перми

А вот переселенцев из Калужской губернии, осевших в Верхне-Сергинском и Михайловском посёлках, стали называть гамаюнами не из-за профессиональной деятельности, а благодаря их певучему говору. Ведь в русской культуре, гамаюн – это райская птица.

Мифическая птица Гамаюн
Мифическая птица Гамаюн

Однако в основе целого пласта прозвищ лежит отнюдь не принадлежность к той или иной деятельности, а тяжёлые и безрадостные условия существования людей.

Например, косулинскими нищими называли жителей села Косулинского, которые были очень бедными и часто бежали за экипажами, выпрашивая милостыню. Это выражение очень похоже по смыслу с выражением «сирота казанская».

Бесшлейные – нищие жители Уфимской губернии, ездившие на лошадях без шлеи.

Зобаны – работники завода Кусы, среди которых была распространена болезнь зоба, выражавшаяся в припухлости на передней части шеи.

Самовары – жители деревни Воробьи (в окрестностях Невьянска), страдавшие болезненной вспученностью живота.

Синепупые – жители деревни Таволги (также в окрестностях Невьянска). Они тоже часто страдали вздутием живота от голода, при котором синело в области пупка.

Можно сделать вывод, что, придумывая прозвища, наши земляки в подавляющем большинстве случаев стремились отметить те или иные характерные черты людей и сообществ, проживавших на одной территории.

Иногда просто отмечался какой-нибудь очевидный факт. Правда, чаще всего факты эти были печальными, говорившими о тяжёлом труде человека и тягостных условиях его существования.

Поэтому, зная прозвища населения, можно составить вполне чёткое представление о социальных и бытовых условиях края.

Если вы хотите продолжить знакомство с фольклором Урала и уральской терминологией, то переходите по ссылке в «Уральскую электронную библиотеку» https://clck.ru/eYK6Z.

Внимание! Для доступа к «Уральской электронной библиотеке» вам необходимо авторизоваться на сайте ЧОУНБ (кнопка «Войти»).

Автор: Наталья Файзуллина, библиотекарь отдела электронных ресурсов ЧОУНБ