Найти тему

Уроки истории. Первобытнообщинный строй. Часть третья

Век железа

История древних славян уходит своими корнями в самый длительный период развития человечества, именуемый первобытнообщинным строем. Периоды первобытнообщинного строя принято делить по археологической формации, такой как: каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. Различия между тем или иным веком определялись принципом преобладания того или иного материала в производстве орудий труда.

Ранее я описывала уже первобытнообщинный строй в каменном веке и век меди и бронзы, продолжим - век железа.

Эта эпоха нам известна первыми железными орудиями - наиболее развитые культуры раннего железа известны в причерноморских степях, оставлены эти предметы были скифами, сарматами, таврами и киммерийцами. Знания об этих народах обширны, так как их общение плотно соприкасалось с древними греками, обладавшими, на тот момент, письменностью.

Мнения историков разняться на этот период. Так, например, Игорь Яковлевич Фроянов описывает этот период в своих трудах "История России от древнейших времен до начала XX в.":

"Уже во второй половине VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения. Это были колонии, которые основывались выходцами из той или иной метрополии, т.е. полиса материковой Греции. Есть разные объяснения причин эмиграции греков, но важно подчеркнуть, что на новых местах поселенцы воспроизводили те же формы социально‑политического быта, которые были им привычны. Это были классические древнегреческие полисы с демократическим устройством (политическими правами пользовались только свободные). Правили выбранные на народном собрании архонты, вокруг города находилась земледельческая округа – хора. Вблизи Днепро‑Бугского лимана возникает Ольвия, которую основали выходцы из города Милета. На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи – Пантикапей. Значительное количество греческих колоний было и на черноморском побережье Кавказа."

А так Николай Михайлович Карамзин описывает эту же эпоху в своих трудах "История государства российского":

"Наконец, сие приятное баснословие уступило место действительным историческим познаниям. Веков за пять или более до Рождества Христова греки завели селения на берегах Черноморских. Ольвия, в 40 верстах от устья днепровского, построена выходцами Милетскими еще в славные времена Мидийской Империи, называлась счастливою от своего богатства и существовала до падения Рима; в благословенный век Траянов образованные граждане ее любили читать Платона и, зная наизусть Илиаду, пели в битвах стихи Гомеровы. Пантикапея и Фанагория были столицами знаменитого царства Воспорского, основанного азиатскими греками в окрестностях Киммерийского Пролива. Город Танаис, где ныне Азов, принадлежал к сему царству; но Херсон Таврический (коего начало неизвестно) хранил вольность свою до времен Митридатовых. Сии пришельцы, имея торговлю и тесную связь с своими единоземцами, сообщили им верные географические сведения о России южной, и Геродот, писавший за 445 лет до Рождества Христова, предал нам оные в своем любопытном творении."

А вот Сергей Михайлович Соловьев в своих трудах "История России с древних времен" описывает события той эпохи глазами "отца истории" Геродота:

"Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут "отцом истории", посетил северные берега Черного моря, верным взглядом взглянул он на страну, на племена в ней жившие и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны."

Нет единого мнения когда и по какой причине греки вступили на Черноморские берега, но с их приходом местные племена стали развиваться не только в ремеслах, но и учились словесности, отлаживали торговлю и быт.

Скифы. helge75@livejournal.com
Скифы. helge75@livejournal.com

Со временем киммерийцев вытеснили скифы, родственные племена которых (саки и и массагеты), жили практически до Центральной Азии. Они вели кочевую жизнь и любили свободу. Изначально скифы не знали никаких искусств, кроме того как : "везде настигать неприятелей и везде от них скрываться", но соседствуя с греками заимствовали от них гражданское образование, налаживали торговлю и различные социальные навыки. Племенные союзы скифов были настолько сплочены и сильны, что когда персидский царь Дарий возжелал отомстить им за разгром и опустошение Мидии чуть было не лишился всего своего многочисленного войска. На обоих берегах Днепра к западу от Ольвии жили скифы-земледельцы, которые сеяли хлеб и торговали им. На левом берегу Днепра кочующих и земледельцев разделяло Главное (Царское) кладбище, священное для народа и неприступное для врагов место. В их курганах найдены выдающиеся произведения античного прикладного искусства.

Сарматский конный воин III – II века до н.э. Регион Кубани. Реконструкция Евгения Края
Сарматский конный воин III – II века до н.э. Регион Кубани. Реконструкция Евгения Края

Могущество скифов начало ослабевать со времен Филиппа Македонского, который одержал над ними победу не численностью войск, а хитростью воинской, но богатств в виде серебра и золота не нашел, только только женщины, дети и старцы были захвачены им в качестве трофея. Позже, геты, фракийский народ, за несколько лет до Рождества Христова отняли у скифов всю землю между Дунаем и Днепром. Далее, на скифов начинают наступать родственные ираноязычные племена сарматов, обитавшие в Азии близ Дона и имевшие преимущество в вооружении. Мечи сарматов были железными и длинными, что позволяло рубить прямо с коня, в отличие от скифов, которым для того чтобы пустить в ход свои короткие "акинаки", приходилось спешиваться. Во II-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья. Из записей Диодора Сицилийского следует то, что сарматы вторглись в Скифию и истребили или присоединили к своему народу ее жителей, так что, скифы исчезли для истории, осталось только их славное имя, которым греки и римляне еще долго называли все малоизвестные народы, живущие в отдаленных странах.

Итак, в эпоху раннего железа можно говорить об этносах. Впрочем, определенные этническо-культурные области начинают складываться уже в эпоху верхнего палеолита. Однако материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен каменного, медного и бронзового веков, нет. Вообще, этногенез – процесс зарождения и развития того или иного этноса – одна из самых сложных проблем в науке. Корни происхождения того или иного народа теряются в глубокой древности. Многочисленные миграции, смешения, ассимиляции еще в большей степени затрудняют работу исследователя. В основу этнической классификадии народов положены языковые рязличия между ними. В раннем железном веке на территории нашей страны обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, урало-самодийской, алтайской, кавказской. В семьях выделяют более мелкие подразделения – группы. Так, в урало-самодийской – самодийскую и финно-угорскую, в алтайской – тюркскую и ряд других; в индоевропейской: иранскую, романскую, германскую, балтийскую и славянскую.

Более подробно о сарматах и других народностях буду рассказывать далее.

Источник:

И. Я. Фроянов "История России от древнейших времен до начала XX в."

Н. М. Карамзин "История государства российского"

С. М. Соловьев "История России с древних времен"