Найти в Дзене
История

Компетентностно-ориентированное задание как способ формирования компетенций обучающихся

Внедрение стандартов нового поколения, переход к компетентностной модели образования не меняет главного: основным средством в руках преподавателя остается учебная ситуация и учебное задание. Каким должно быть это задание, чтобы оно позволяло формировать у обучающихся умения и навыки, ключевые (КК) и общие компетенции (ОК), удовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта? Чрезвычайно интересны, актуальны любые попытки исследовать одну из наиболее сложных проблем, которая встает перед каждым педагогом: как формировать компетенции и как оценивать уровень их сформированности. Каждый из нас не раз задавал себе вопрос: стоит ждать новых учебников или научиться разрабатывать продуктивные задания и уже сейчас внедрять их в образовательный процесс? Один из путей решения этой проблемы – разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) в учебном процессе. Их использование активизирует самостоятельную деятельность обучающегося, изменяет характер его работы. КО

Внедрение стандартов нового поколения, переход к компетентностной модели образования не меняет главного: основным средством в руках преподавателя остается учебная ситуация и учебное задание. Каким должно быть это задание, чтобы оно позволяло формировать у обучающихся умения и навыки, ключевые (КК) и общие компетенции (ОК), удовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта?

Чрезвычайно интересны, актуальны любые попытки исследовать одну из наиболее сложных проблем, которая встает перед каждым педагогом: как формировать компетенции и как оценивать уровень их сформированности. Каждый из нас не раз задавал себе вопрос: стоит ждать новых учебников или научиться разрабатывать продуктивные задания и уже сейчас внедрять их в образовательный процесс?

Один из путей решения этой проблемы – разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) в учебном процессе. Их использование активизирует самостоятельную деятельность обучающегося, изменяет характер его работы. КОЗ позволяют моделировать образовательные ситуации посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала.

Компетентностно-ориентированные задания составляются с соблюдением основных правил и имеют следующую структуру: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк ответа и инструмент проверки. Каждая составляющая КОЗ подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно - ориентированное задание организует деятельность учащегося.

Учебная дисциплина «История» открывает перед педагогом огромный спектр возможностей по разработке и применению компетентностно - ориентированных заданий на разных этапах обучения: изучение новой темы, закрепление нового материала, практическая работа и т.д.

Источники для разработки КОЗ по истории разнообразны: это исторические документы, карикатуры, карты, плакаты, средства СМИ и т.д. Форма представления результатов компетентностно - ориентированных заданий также отличается многообразием: таблицы, кластеры, неструктурированные ответы, кроссворды, презентации, схемы «фишбон» и т.д.

Чтобы задание стало интересным необходимо мотивировать обучающегося, создать стимул, который подтолкнет его к поиску решения поставленного вопроса, решению ситуации и т.д. Одной из главных проблем истории как учебной дисциплины является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил. Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном и метапредметном уровне. Сочетание информации по истории, географии, социологии, литературе, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое событие с разных (иногда неожиданных) позиций.