Найти тему

Зависть

Мой опыт психологического консультирования позволяет утверждать, что завидуют абсолютно все, осознают они это или нет.

Олеся — совсем молодая девушка, но уже многого добилась. При этом ей постоянно кажется, что она могла бы быть еще лучше. Сравнение себя с другими, безусловно, связано с самооценкой. Особенно ярко это видно, если ребенку в детстве ставили в пример брата или сестру. Такие люди и во взрослом возрасте добиваются чего-то «назло», пытаются доказать обществу, что они лучше и достойнее. Интересно, что следы подобного сравнения видны не только у тех, кому ставили в пример других, но и у тех, кого ставили в пример. Когда ребенок вырастает с подсознательным убеждением, что он лучший, вызывание зависти становится одним из любимых развлечений.

Элемент сравнения в детстве — частый элемент зависти, но далеко не единственный. Если ребенок в семье один, свою роль может сыграть либо недостаточное признание отца, либо, наоборот, постоянные положительные подкрепления, из которых вырастает страх разочаровать. Сравнение с абстрактным образами ведет к перфекционизму. Увы, под ним нередко прячется презрение к себе, чувство, что «я недостаточно хорош». И так и этак мы выходим на вопрос самооценки.

Зависть — это бессознательные мотивы, на которые наслаиваются мысли и действия и которые делают человека несчастным. Конкуренция, соревнование, борьба за власть и место под солнцем — любые проявления эго либо притягивают зависть, либо порождают ее. Для некоторых людей зависть на уровне сознания — ненависть ко всем, кто в чем-то их превосходит, для других — позитивное желание стать лучше.

Мотивация «вопреки» хотя и эффективна на короткой дистанции, постоянно толкает в детские травмы. Эмоционально зрелый человек принимает свою зависть, проживает ее, но не руководствуется ею при принятии решений и выстраивании взаимоотношений. Вообще, чем больше мы учимся не сливать нашу боль на других, не вовлекать их в наши страдания и травмы, тем свободней и счастливей мы становимся.

Вы используете зависть как стимул для достижения цели?