1. Кто не жил жизнью ума, тот вообще не жил. Подтвердить убедительно, — ладно для других — для себя! — что жил, этот персонаж не может. Ведь для этого необходимо ответственное суждение, акт ума с убедительными аргументами именно за жизнь, а не против неё (не жил) или за нейтральное состояние (ни жил, ни не жил). Только внешнее сознание способно подтвердить для такого персонажа, что он просто жив и даже как-то живёт. Так изучаются тараканы и муравьи. Но сам объект исследования этого не узнает. Чтобы познакомиться с внешним ему самосознанием его самого, ему надо некоторое время пожить жизнью ума, а у нас он по определению этим не занимается. Вот почему любители рыбалки, бани и прочих «мужских» радостей — вовсе не мужчины и не люди вообще. Это скарабеи — жуки-навозники, это борщевики Сосновского — растительность страшная, рослая и ядовитая, это роговые обманки или другие минералы, но не люди.
2. Но как только искра ума сверкнёт в тёмной башке, этот человек уже не сможет от ума отказаться. Конечно, в его судьбе возможно и сумасшествие, но по мере достижения такого результата его посетит и не отпустит до самого конца острое сожаление о свершающейся деградации. Жизнь ума самоценна, чем бы ум ни был занят, хоть такой ерундой, как шахматы или графический дизайн.
3. Вот почему так симпатичны, а порой и умилительны, сообразительные дети. Ум их, конечно, наивен. Для зрелого человека так рассуждать — признак умственной ограниченности. Но симпатии к ребёнку возникают не от наличности у него такого ума, точнее — не только от его наличности. Главным образом взрослой оценкой берутся в расчёт перспективы и будущая судьба этого, покамест маленького, ума. Как бы сказал Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития». Во что же этот ум может вырасти, если он таков сейчас!
Если ко времени полового созревания такой ребёнок ломается реальностью своего психофизиологического состояния и постепенно или сразу превращается в обычную взрослеющую протоплазму, то не столько он в этом виноват, сколько окружающие его взрослые, не сберегшие его ум и не помогшие этому уму раскрыть себя.
4. Смотришь на иные лица и остро сожалеешь: какие же возможности потеряны этим человеком! Не теряйте себя. Не сходите с ума.
2022.05.04.