Найти тему
Искры

Картины-рентгены, водопад из пикселей и рисунки плесенью. Гид по Artweek-2022 — главное

Оглавление

С 23 апреля по 4 мая в Новосибирске пройдёт Международный фестиваль современного сибирского искусства Artweek. Организаторы рассказали, мимо чего ни в коем случае нельзя пройти, если в распоряжении есть только час.

Возрастное ограничение: 16+

Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Когда можно смотреть?

Международный фестиваль современного сибирского искусства Artweek пройдёт в Новосибирске с 23 апреля по 4 мая. 22 апреля состоится закрытое открытие, а с 23-го числа двери к экспозициям откроются для всех гостей.

Что будет?

В этом году концепция Artweek менялась трижды: сначала «Сад кайфов» трансформировался в «Мета/Не мета Вселенную», а потом организаторы просто поставили «Точку» — именно этот знак сделали символом Artweek-2022.

Кураторы не отрицают влияния текущей ситуации на всю идею фестиваля: происходящие события сподвигли практически исключить тщательный отбор работ организаторами, чтобы возможность высказаться появилась у всех художников, которые пожелают сделать это в рамках фестиваля.

Итоговое количество авторов превысило 150, поэтому экспозицию разделили на две части — подходящего пространства, которое могло бы вместить столько работ одновременно, в Новосибирске ещё нет.

Впечатляющим вышел и возрастной разброс: среди художников можно встретить представителей как минимум трёх поколений: самые младшие только недавно достигли совершеннолетия, а старшие уже преодолели рубеж в 40 лет.

Куда приходить?

В 2022 году Artweek пройдёт одновременно на двух площадках: в кинотеатре «Победа» и здании компании «Вега-Абсолют». Разграничить их можно по принципу взаимодействия аудитории с предлагаемым контентом.

В экспозиции, которую разместили внутри Белой галереи «Победы», представлены художественные работы — эта локация подойдёт предпочитающим более привычные форматы искусства. Здесь будет комфортно тем, кто получает удовольствие от углублённого созерцания.

Все digital-объекты, воплощающие последнее слово art & science в Сибири, разместили в здании «Веги-Абсолют». Digital-объекты смотрятся эффектнее именно в вечернее время. Это стало причиной особого графика работы экспозиции: увидеть арт-объекты в «Веге» можно будет только с 18 часов.

Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Организаторы Artweek Маргарита Морева и Екатерина Вагина озвучили базовый must see, если на знакомство с фестивалем, в котором принимают участие больше 150 художников, есть всего час.

Классика в Белой галерее «Победы»

Экспозиция, размещённая в Белой галерее кинокомплекса «Победа», — идеальный вариант для тех, кто предпочитает более классический формат работ и взаимодействия с иcкусством. На стенах разместили работы более 150 художников: кураторы не ставили лимитов по стилю, жанру или используемым материалам, поэтому выставочное пространство заполнили картины на любой вкус и цвет. Тем не менее удалось выделить несколько авторов, творчество которых стоит изучить в первую очередь.

Московский художник Роман Резницкий и его поп-арт

Открыл этот список один из основных хедлайнеров фестиваля Роман Резницкий — израильский художник, который сейчас живёт в Москве. Сам артист характеризует свой стиль как «полный иронии, юмора, эротики и философии».

Узнать работы Романа Резницкого несложно: если вы видите перед собой квадратное полотно, наполненное эротизмом и пятью сочными цветами, — с вероятностью 95% это именно данный художник.

Роман Резницкий — бывший арт-директор крупной столичной площадки Bulgakov Space, работу в которой он оставил в 30 лет — и, кажется, совсем об этом не пожалел. Сейчас он развивает собственный бренд Reznitsky Gallery, создаёт коллаборации с компаниями масштаба Bentley и поднимает поп-арт в России.

Работа Романа Резницкого «BLA BLA BLA». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Романа Резницкого «BLA BLA BLA». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Новосибирская художница Светлана Соловьёва и антропогенность

Ещё один из авторов, точно достойных внимания, — художница из Караганды Светлана Соловьёва. Её работы можно было увидеть на Artweek и в прошлом году: тогда это был авторский дебют в рамках «Кризиса наслаждений», а в 2022-м девушка снова стала резидентом фестиваля. Она обосновалась в столице Сибири с 2012 года: окончила отделение монументально-декоративной живописи в НГУАДИ, с 2015-го стала участницей профессиональных художественных выставок, а с 2017 года пришла и в стрит-арт фестивали. В своих работах Света Соловьёва много размышляет о взаимоотношениях человека и природы: о том, как естественная среда изменяется в результате антропогенного воздействия, ведущего к нарушению структуры и функционирования природы.

Работа Светланы Соловьёвы. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Светланы Соловьёвы. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Московский художник Павел Щепкин и картины-рентгены

Организаторы посоветовали не пройти и мимо работ художника Павла Щепкина из Москвы, также известного как Павлович, — его выделили как одного из представителей digital-живописи на фестивале.

Работы автора будто выполнены в компьютерной графике с применением инверсии цвета — картина в такой технике выглядит как рентгеновский снимок.

Триптих Павла Щепкина «Я страдаю, значит, я существую». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Триптих Павла Щепкина «Я страдаю, значит, я существую». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Дизайнер из Москвы Мария Анаскина и её плывущие скульптуры

Не обойдётся в Белой галерее «Победы» и без скульптуры. В 2022 году в этом виде изобразительного искусства появились работы Марии Анаскиной — московского автора с послужным списком из таких галерей, как «25 кадр», Contemporary Work Gallery, культурный центр ЗИЛ, «Рихтер» и «ЗДЕСЬ на Таганке». На Artweek художница и дизайнер представит «органические формы из глины, похожие на бионических монстров», как описали их организаторы.

Работа Марии Анаськиной «Spring of dream or Nightmare». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Марии Анаськиной «Spring of dream or Nightmare». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Арт-трендсеттер Александр Цветкович и Art Video Night

По словам кураторов, стены «Победы» станут площадкой, на которой во время закрытого открытия Artweek-2022 протестируют ещё одно новшество, углубляющее digital-событийность. Сейчас оно носит название Art Video Night: специально для фестиваля отдельным куратором из команды Artweek Александром Цветковичем был подготовлен фильм о работах современных художников из разных стран: от Америки, Аргентины и Китая до Франции и Дании. Организаторы пояснили, что пока намеренно не выносят Art Video Night в официальную программу фестиваля, но если пробный запуск пройдёт успешно, так называемая «арт-киноночь» станет ещё одним из якорных мероприятий.

Работа Александра Цветковича «Dead Mona». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Александра Цветковича «Dead Mona». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Art & Science в «Веге-Абсолют»

На базе компании «Вега» торжествует направление art & science: именно там поместили все digital-инсталляции, а также медиа-арт. Как и в прошлогоднем «Кризисе наслаждений», гости смогут напрямую взаимодействовать со всеми объектами, установленными в «Веге».

Это ещё одна неотъемлемая часть любого фестиваля команды Artweek: он с готовностью позволяет и учит проникаться искусством, не ограничиваясь исключительно зрением, а используя все органы чувств.

Digital-водопад новосибирских художников Маргариты Моревой и Эдуарда Муратова

Здесь одной из центральных инсталляций стал цифровой водопад: 12 метров запрограммированной воды из пикселей будут спускаться со второго этажа. «Digital-водопад» — своеобразное продолжение инсталляции «Digital-костёр», которая стала одним из якорных арт-объектов прошлого фестиваля «Кризис наслаждений».

В этом году работа была создана в соавторстве бессменного куратора Artweek Маргариты Моревой и художника Эдуарда Муратова. Сами кураторы определяют этого участника как «новое имя в digital-искусстве». Эдуард Муратов пришёл в digital art из коммерческой визуализации — на Artweek артист впервые представит свою работу в сфере искусства, а не маркетинга.

Работа Маргариты Морева «Digital-костёр». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Маргариты Морева «Digital-костёр». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Новый этап творчества новосибирского художника Владимира Мартынова

Также внутри «Digital-водопада» будет воплощён медиа-арт-проект Владимира Мартынова — художника старой школы, который пришёл в art & science из классики и академического рисунка.

Работа Владимира Мартынова с выставки «Суггестия». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Владимира Мартынова с выставки «Суггестия». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Художница из Москвы Дарья Фёдорова и её плесень

Кураторы акцентировали внимание и на работах биохудожницы из Москвы Дарьи Фёдоровой, известной как Даша Плесень. Даша — выпускница факультета изящных искусств Британской высшей школы дизайна.

Её метод описывают как «художественное культивирование микроорганизмов» — девушка создаёт арт-объекты с помощью пенициллина и чашки Петри.

Экспонирование на Artweek стало для девушки вторым знакомством с Сибирью: первое произошло летом 2021-го во время фестиваля об открытости и безопасности в сексе и в жизни SAFEST, где Маргарита Морева также была одним из кураторов. На Artweek-2022 Даша Плесень представит несколько стеклянных призм с органической графикой.

Работа Дарьи Фёдоровой. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Дарьи Фёдоровой. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Звучащая отовсюду Playtronica

Ещё одним, уже традиционным хедлайнером фестиваля, снова станут арт-объекты от Playtronica. В Москве эта студия креативных технологий известна проектами «Как звучат люди», «Рисованный звук», «Овощной оркестр» и «Музыкальная лавочка». Авторы превращают в звучание практически всё: даже движения, цвета и прикосновения. На «Кризисе наслаждений» они подарили голос чашам художницы Дишон Юлдашевой, а на REART дали зазвучать солнечным лучам.

Работа команды Playtronica «Поющие камни». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа команды Playtronica «Поющие камни». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Art & Science родом из Петербурга: Полина Белокреницкая и Иван Заславец

Ещё одним «якорем» на базе «Веги» станут работы студентов программы Art & Science национального исследовательского университета ИТМО (Санкт-Петербург).

Междисциплинарная художница Полина Белокреницкая, которая в своём творчестве изучает межвидовую коммуникацию, подготовила для Artweek проект «Децеллюляризация растений».

Вторым проектом студентов ИТМО, представленным на фестивале, станет арт-спектакль «Робот Костя». Постановку, созданную режиссёром и медиахудожником Иваном Заславцем, покажут в «Победе» 30 апреля.

Многослойные картины Антона Бунденко из Москвы

Пожалуй, единственный из арт-объектов, который стал доступен до начала фестиваля и продолжит работу после его завершения, — многослойные AR-маски, которые специально для Artweek создаёт художник из Москвы Антон Бунденко.

Через камеру телефона, наведённую на картину, словно распахивается изнаночная сторона мира: пласты фраз, букв, цифр, знаков и символов переплетаются между собой, затягивая смотрящего вглубь, как Алису в Зазеркалье.
Работа Антона Бунденко. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Антона Бунденко. Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Ещё больше коллабораций

В список ощутимых изменений фестиваля можно отнести и выросшее количество художественных коллабораций: многие авторы объединились в двойки и даже тройки. Участницей сразу нескольких объединений стала, например, художница-коллажист из Новосибирска Ксения Марамзина — она тоже осталась в фестивале с прошлого года.

Работа Ксении Марамзиной «Груз нежности». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022
Работа Ксении Марамзиной «Груз нежности». Фото предоставлено организаторами Artweek-2022

Что будет на фестивале днём?

В 2022 году организаторы Artweek впервые полностью отказались от развлекательных мероприятий в программе, сделав упор на просвещение.

Вся дневная часть, в которую включили лекции, мастер-классы и воркшопы, пройдёт в «Победе», а стоимость их посещения уже включена в стоимость билета. По словам организаторов, тематическое разделение произошло органически: на этом Artweek будут рассказывать не только об искусстве, но и о различных психологических аспектах творчества.
о в рамках фестиваля.

«Наверное, сейчас это действительно важно многим — понять, как продолжать быть в порядке», — объяснили такую расстановку акцентов кураторы.

Что будет по вечерам?

Гостей фестиваля не оставят и без вечерней программы, но в этом году она будет менее плотной, чем обычно. В неё войдут поэтические вечера, музыкальные выступления и перформативные показы.

Где посмотреть программу и изучить экспликацию?

Кураторы отметили, что гостям фестиваля стоит быть внимательнее при покупке билетов: один из них предназначен для посещения экспозиции в Белой галерее, а второй даёт возможность пройти на выставку в «Веге».

В качестве завершения кураторы попросили гостей перед посещением не только познакомиться с программой мероприятий и расписанием лекций, но также прочитать экспликацию к фестивалю. Тогда погружаться в сами работы и контекст будет намного легче, и уж точно более захватывающе.

Ознакомиться с программой мероприятий, расписанием лекций и экспликацией Artweek можно на сайте фестиваля и в социальных сетях.

Сайт:
http://artweeknd.com/
«ВКонтакте»:
https://vk.com/artweeksibir
«Телеграм»:
https://t.me/artmixart

Официальное открытие фестиваля состоится 23 апреля в здании «Веги». Обе экспозиции продолжат свою работу до 4 мая включительно.

«Фестиваль создан для тех, кто видит в искусстве постоянно возобновляющуюся, живую проблему, а не готовое решение. Только такие люди могут заинтересоваться не просто искусством в общезначимом виде, а именно движением к искусству».

Ирина Апуник

Читайте больше статей на сайте iskry.life.