🚩Дмитрий Гарматюк: Нормативные акты в сфере ЖКХ нуждаются в инвентаризации!
Дмитрий Гарматюк, общественный активист, депутат Совета Славянского городского поселения, высказывает свою точку зрения на проблемы учета расходования воды и пути их решения:
— Последние несколько лет многие жители Славянского района, да и всего края, столкнулись с одной и той же проблемой. Мы все платим за воду, электричество, газ – по счетчикам, у которых установлен срок поверки, обычно это 5 лет, а после окончания необходимо поменять счетчик, вызвать контролера и опломбировать. Это – довольно простая операция, но последние годы, компания, обеспечивающая водоснабжение, начала требовать при замене счетчика выполнить инженерно-технические работы, проводить топографическую съемку и делать проект на водоснабжение. В настоящее время стоимость данных работ составляет около 14 тысяч рублей. При этом новый счетчик надо устанавливать не в доме, а в колодце за границами участка, что приводит к дополнительным тратам – в размере еще 7-8 тысяч рублей.
В сумме выходит больше 20 тысяч, и это – огромная сумма, ведь в большинстве случаев проекта водоснабжения нет у домов, построенных 20-30-40 лет назад, поэтому мне и моим коллегам-депутатам, жалобы по этой причине поступают в основном от пенсионеров, для которых эта сумма вовсе неподъемная.
Даже если проект водоснабжения и топографии существует, необходимо установить счетчик в колодце за пределами участка. Сомневаюсь, что кто-то добровольно согласится: ведь это небезопасно, а залезать в колодец, чтобы снять показания счетчика, придется каждый месяц, что само по себе физически сложно для многих граждан – как собственников домов, так и контролёров, снимающих показания. А еще колодец может быть периодически затоплен, там будет высокая влажность, а даже специальные счетчики, рассчитанные на такие условия, как показала практика, не живут очень долго.
Ресурсные компании мотивируют подобные требования постановлением Правительства РФ № 776 от 04.09.2013 и п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644. Но при этом существует решение судов разных инстанций, в том числе Верховного Суда, которые трактуют данные Постановления совершенно по-разному.
Так чем руководствовалось Федеральное правительство, выпуская подобные нормативные акты? Для водоканалов, конечно, в данной ситуации одни плюсы. Прежде всего, компании так защищают себя от врезок, которые могут быть сделаны уже на земельном участке собственника. Но в то же время гораздо больший объем питьевой воды теряется не из-за воровства, а из-за коррозии и трещин в старых трубах водоснабжения. Потери достигают зачастую 30%, и все это мы оплачиваем за счет тарифа на воду.
Что же получается? Водоканалам удобно: счетчики в колодцах в какой-то степени снижают уровень потерь, а, значит, увеличивают прибыль компаний. Сэкономленные средства могут быть использованы на ремонт технологического оборудования, но зачастую тратятся на новые офисы или, что еще хуже, выводятся в офшоры…
В настоящее время можно предложить несколько вариантов решения проблемы. Как минимум, применять данные нормы лишь для нового строительства, что позволит в момент проведения земляных работ сразу оборудовать колодец, который будет соответствовать всем требованиям.
Либо, по аналогии с подключением к электросетям, можно установить предельную сумму, которая может взыматься за замену/поверку счетчика и оформление всех необходимых документов.
Важно помнить: законы должны быть понятны и логичны, и поэтому необходимо провести инвентаризацию всех подобных нормативных актов в сфере ЖКХ.