Найти тему

Главный стоматолог Крыма: «Все напасти нам по зубам»

Оглавление

Николай Алексеевич любит запахи ранней осени. Подолгу гуляет с ружьём и охотничьей собакой Надымом среди задумчивых деревьев. Останавливается в лесной чаще, чтобы выследить маленького хитрого вальдшнепа. И ещё любит запах стоматологического отделения.

Н. Ляхов
Н. Ляхов

Боль, прощай

Да-да, тот самый запах, от которого потенциальных пациентов бросает в дрожь, — ведь для нас это напоминание о страданиях, с которыми мы приходим в больницу. Для Николая Алексеевича, наоборот, — запах лечебного учреждения, где избавляют от боли.

Мы в кабинете главного внештатного стоматолога Министерства здравоохранения Крыма, президента Ассоциации стоматологов РК, главного врача Республиканского стоматологического центра, заслуженного врача РК Николая ЛЯХОВА.

Дьявольский оскал

В кабинете Николая Алексеевича — книги, чучело уже знакомого нам вальдшнепа и много икон. Иконы здесь — не дань моде. Он, выходец из простой семьи, в которой, к слову, были и духовные лица, бережно хранит фотографию 1906 года. На ней запечатлены его предки — священнослужители из Сергиева Посада. Православная вера — нечто сокровенное, то, о чём христианин долго разглагольствовать не станет, да и о церковных наградах (среди которых ордена Святителя Николая и Святителя Луки) Николай Ляхов обычно умалчивает. А вот о случае, когда довелось лечить сатаниста, всё же рассказал:

— В 1987 году в Симферополь из США приехал проповедник какой-то секты. Для нас, православных, такие люди — «слуги дьявола». Конечно, атеисты и сами сектанты смеются над нашей подозрительностью. Мол, какие «дети сатаны»? Ни рогов, ни копыт, ни хвоста у них нет. Всё так. Однако когда этого проповедника с острой зубной болью привезли ко мне — я запомнил даже месяц и день. Так меня поразила эта встреча. Как врач я обязан оказывать помощь всем, вне зависимости от взглядов, веры и прочего. И, разумеется, вылечил этого человека. Но когда он открыл рот — увидел у него на нёбе страшный, огромный клык — так называемый сверхкомплектный зуб величиной с мизинец! Это была действительно «дьявольская» улыбка. Никогда не встречал такого за свою тридцатилетнюю практику. И в медицинской литературе не нашёл описания подобного феномена.

За работой. Консультация главврача
За работой. Консультация главврача

Мужское дело

— Почему стал стоматологом? — задумывается врач. — Может, потому, что я всегда был неравнодушен к людской боли. И это чувство за годы не притупилось. Ты сам испытываешь огромную радость, когда человек приходит с болью, а уходит счастливый. Потому что эта боль уже побеждена.

В 1984 году Николай Ляхов окончил Днепропетровский медицинский институт, работал общим стоматологом — удаление, лечение и несложное протезирование. После интернатуры Николай Алексеевич стал главврачом врачебной амбулатории. С конца восьмидесятых работал в Крыму: сначала — врачом-стоматологом, потом главврачом врачебной амбулатории, затем — участковой больницы, Октябрьской районной больницы. С 1994 года возглавляет республиканское стоматологическое учреждение.

Я не удержался от меркантильного вопроса:

— С вашими знаниями и опытом вы могли бы практиковать в частной стоматологии, ведь не секрет же, что частники зарабатывают больше?

— Частная клиника не для меня, — признался Ляхов. — У многих из тех, кто там работает, на первом месте — деньги. А я не такой человек по характеру, чтобы прежде всего «рубить капусту». Много лет трудился в сельской местности и знаю о невысокой платёжеспособности населения. И сейчас, работая в государственной медицине, прежде всего слежу не только за умением доктора (оно, разумеется, должно быть на высоте), но и за его мотивами, моральным обликом. Вот был у меня врач, который злоупотреблял спиртным. Пришлось его уволить. Выпивоха устроился в частную клинику. И там преуспел. Руководитель клиники был доволен, что врач-пьяница (пить он не перестал) приносит хорошие деньги. А как он дышит на пациентов, общается с ними и насколько качественно лечит — значения не имело.

— И всё же некоторые предпочитают частные кабинеты. Логика простая: если плачу большие деньги, значит, и лечение будет на высоком уровне?

— Однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Например, чтобы подготовить рабочее место стоматолога, ежедневно нужно потратить более двух тысяч рублей. В эту сумму входят правильная стерилизация, обработка дезрастворами и пр. Я знаю, что большинство частных клиник и кабинетов относится к этому ответственно, но кое-кто и экономит. В лечебных госучреждениях подобная «экономия» недопустима.

И ещё. В государственных лечебницах много пациентов, а значит, у докторов гораздо больше нагрузка, соответственно — больше практики. Убеждён: если у хирурга нет мозолей от щипцов — он быстро потеряет квалификацию.

На чём работаем

Между тем не секрет, что в украинские времена развивалась только частная стоматология, государственные же лечебные учреждения работали на стоматологических установках, выпущенных ещё в Советском Союзе. Даже в 2000-х в Крыму попадались устаревшие бормашины, которые в России могли видеть разве что в кино, например, в известной комедии Гайдая — помните установку, на которой работал зубной врач Антон Семёнович Шпак?

Никакого оборудования, выпущенного в украинский период, у нас не было, говорит Николай Алексеевич. Но с возвращением Крыма в Россию ситуация в отрасли поменялась кардинально. Служба развивается, деньги в неё вкладываются колоссальные. И дело не только в том, что мы полностью заменили технику, инструментарий и стоматологические материалы. Крупные самостоятельные поликлиники получили лицензию на осуществление медицинской деятельности ещё в 2018 году. Это значит — выполнен обязательный табель оснащения, закуплено новое оборудование и стоматологическая помощь оказывается на более высоком уровне. Сейчас мы внедряем новые технологии, современные методики протезирования, в том числе с применением имплантов, делаем лоскутные операции, используем в своей работе оптическое увеличение. Кардинально улучшились методы обследования. Так, благодаря ортопантомографу врач видит строение черепа, состояние пазух, зубочелюстной системы, что позволяет правильно поставить диагноз, причём снимок сразу поступает на компьютер врача. Нам удаётся сохранить те зубы, которые лет 10 назад однозначно бы удалили. В центральных стоматологических поликлиниках Симферополя, Феодосии, Ялты, Алушты, Керчи и Евпатории по полису ОМС проводим пациентам онкоскрининг полости рта. Определяем наличие раковых клеток на ранних стадиях. Это позволяет вовремя оперировать онкобольных. Детям с ограниченными физическими возможностями здоровья до 18 лет лечим и удаляем зубы под общим наркозом.

С 2021 года мы используем телемедицину, что позволяет консультировать крымских пациентов ведущими специалистами медико-стоматологического института им. Евдокимова (г. Москва). Также внедряем цифровые технологии.

Считаю своей личной целью и обязанностью, находясь на столь ответственном посту, привести в соответствие с современными нормами печальное наследство, доставшееся от украинского периода, чтобы крымская государственная стоматология ни в чём не уступала частной.

В минуты отдыха
В минуты отдыха

Санкции? Прорвёмся!

— Известно, что значительная часть оборудования и материалов в российской стоматологии, в том числе в Крыму, зарубежного производства. Не помешают ли санкции развитию отрасли?

— Проблема есть, — признался Николай Ляхов. — Но программа импортозамещения в Крыму разрабатывается давно и действует успешно. Мы закупаем всё необходимое за средства Фонда медицинского страхования. Так, плодотворно работаем с московским предприятием — одной из ведущих российских компаний-разработчиков в сфере челюстно-лицевой хирургии, дентальной имплантологии и нейрохирургии. Я сам неоднократно туда вылетал, осматривал станки, материалы. Уверен, что эта компания производит изделия не хуже зарубежных, а зубные импланты у них стоят в несколько раз дешевле швейцарских.

А в Белгороде есть прекрасный завод, выпускающий практически всё, с чем работает стоматологическое отделение. Достойный инструментарий и у Казанского стоматологического завода. В 2016 году мы закупили наркозный аппарат импортного производства. Сейчас такой же выпускает Казанский медико-стоматологический завод. Что касается зубных материалов — китайские пломбы не хуже. Да и российские фотополимеры вполне достойные. Поэтому даже в условиях изоляции нам есть куда развиваться.

Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото автора и из архива Н. Ляхова

3 мая отметил 60-летие герой этой публикации — опытный руководитель, умелый врач, человек с открытой душой и добрым сердцем.

Коллектив «КИ» от всей души поздравляет Николая Ляхова с юбилеем и желает долгих лет активной работы на благо любимого Крыма.