Найти тему
Дошколята

Правила семейного воспитания

1. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма относящих сообществ, включая их общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Следующее положение – «власть любимого» напоминает нам, что у тех. Кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.

3. « Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем им хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать». (Вольфганг Гете)

4. Существование «востребованного ожидания» вполне понятно объясняет нам эгоизм некоторых родителей: мы все хотим только то, что хотим, и потому малейшее отклонение в поведении от этого нашего настроения не удовлетворяет наш интерес, связанный с ним, а напротив убивает его.

Да, воспитание детей – дело многотрудное. Особенно если наши намерения не оправдываются.

5. Правило «голого короля» в педагогической интерпретации может, передано словами Катона Старшего: «Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит».

Требуйте от детей то, в чем вы можете служить им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто – у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошел дальше.

6. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: такая ситуация для другой стороны становится непереносимо – неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг слышит «Отстань» или «Пошел прочь!».

7. «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает. В строгих рамках задаваемого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.

8. В воспитании детей нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным – педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы; хотите нарастить крупные нравственные пласты – начинайте с вежливого приветствия соседей.

9. Всегда полезно помнить зависимость «заданного отношения», когда восприятие событий зависит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия. Привыкнув раз смотреть на поступки детей осуждающе, мы уже не дифференцируем сами поступки.

10. Не начинайте снова там, где вы уже начинали. Посмотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вам вчерашние пути влияния на него.

11. Опираясь на « инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом наращивайте требования и в конце концов отменяйте фору.

«Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

12. Семья должна настаивать на исключительности своего ребенка и заставлять педагога приноравливаться к нему. Образ воспитанника, сложившийся в сознании педагога – общий, а поэтому не доступный для конкретного воспитания.

13. Заведите , если это возможно, стол овальной формы. Замечено, люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны.

14. В семье нет мести для мести. «Выходя на дорогу мести, - писал О. Уайльд, - не забудь приготовить два гроба, один из которых для себя».

Родители, лишающего ребенка каких – то привилегий за поступок, по существу мстят ему. Лучше переведите эту проблему в русло чисто экономических отношений: не сделал, сделал не так – не получишь. Без этой преамбулы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

15. О родительской ласке и ее магическом действии знают все. Остается немного напрячься!

16. Еще никому не удавалось прожить свой век гладко – без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше беседуйте о жизни. Вместо нотаций – пример, притча, семейная история, жизненный опыт!

17. Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше.

Ничего не делайте, а лишь раздувайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше: ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

18. Когда человек не может изменить сделанное, он начинает понемногу изменять свои взгляды, чтобы они больше вязались с уже совершенными поступками. Помните о коварстве этого «оправдания поступка» и не позволяйте ему завладеть вами. Сначала нужно все же думать, а потом действовать.

19. Посмотрев на себя внимательно и как бы со стороны, родитель обнаружит , что его первая спонтанная реакция на то или иное поведение ребенка имеет эмоциональный характер. Вторая же реакция, происходящая почти одновременно с первой, имеет оттенок нравоучительный. Используйте эту связь в своих целях.

20. Плавность и постепенность – важные принципы воспитания детей. «Взрыв» практикуете очень редко и осторожно.

21. В случае общения детей со взрослыми мы имеем общение неравное, которое развивается по законам зависимости и подчиненности. Величина неравности определяется дистанцией. Дистанцией определяется и количество запретов. А какой она будет в ваших отношениях с детьми – решайте сами.

22. Совет, данный кому - либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек. При общении с детьми об этом надо помнить постоянно.

23. Воспитание «вдогонку» мало эффективно!

24. Учитывайте факторы простоты доступности и очевидности. Не усложняйте своего педагогического воздействия не нужными подробностями, пояснения, околичностями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено!

25. С не послушными детьми чаще применяйте прием «попадания впросак». Ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или очевидно глупо, спешит скорее выбраться из нее. Спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни вашим чадом.

26. Если у вас не ладится в воспитании в том ключе, в каком вы действуете, резко измените стратегию своего поведения.

27. В делах своих помните о дереве, которое сказало дровосекам: «Если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не смогли повалить меня» (Ахикар Премудрый).

28. Дети устойчивы не столько к разумности, сколько к устойчивости. Самые правильные, но разовые воздействия всегда будут менее эффективны, чем неразумные, но длительные.