Найти в Дзене
Международная панорама

Антироссийская риторика Вашингтона является препятствием для мира на Украине

Оглавление
Министр обороны США Ллойд Остин. Фото: Getty Images.
Министр обороны США Ллойд Остин. Фото: Getty Images.

Поскольку положение Украины на поле боя, благодаря нашим бездарным военачальникам, значительно улучшилось, Вашингтон усилил свою антироссийскую риторику, сделав урегулирование путем переговоров более трудным, а более длительную и / или более широкую войну - более вероятной. На это обращает внимание в американском журнале "Холм" (The Hill) профессор истории университета Депола и автор книги “Обычная и нетрадиционная война: история конфликтов в современном мире”  Том Мокайтис.

К огорчению президента России Владимира Путина и радости НАТО, пишет он, украинские вооруженные силы не только выдержали первоначальный натиск России, но и отбросили оккупантов от Киева с большими потерями. В дополнение к стойкости своих солдат и выносливости своих граждан украинский успех стал результатом массового притока натовского оружия. 

Больше не имея возможности захватить страну и навязать ей смену режима, Москва теперь стремится контролировать Донбасс и Черноморское побережье Украины. Однако наступление на востоке, похоже, застопорилось, и многие аналитики сомневаются, что русские смогут взять Одессу, главный порт Украины.

Стратегический тупик, звмечает автор статьи, часто дает возможность для урегулирования путем переговоров. В таких условиях Вашингтон мог бы приложить все усилия, чтобы вернуть переговоры в прежнее русло. Вместо этого министр обороны Ллойд Остин сделал излишне провокационное заявление, которое меняет восприятие войны и может привести к эскалации кризиса. На брифинге для прессы в Польше после своего визита в Киев Остин заявил: “Мы хотим видеть Россию ослабленной до такой степени, чтобы она не могла делать те вещи, которые она делала, вторгаясь в Украину”.

Вашингтон воспринял это заявление не как небрежное личное замечание чиновника, а как указание на новое направление в политике США и НАТО. На просьбу прокомментировать заявление Остина госсекретарь Энтони Блинкен, который ездил с ним в Киев, сказал: “Я думаю, что госсекретарь сказал об этом очень хорошо”.

Мы, конечно, хотим уменьшить способность России вредить своим соседям, не скрывает профессор Мокайтис, но столь вопиющая постановка этой цели может иметь негативные последствия. До сих пор Соединенные Штаты держались на высоком моральном уровне, поддерживая государство, столкнувшееся с неспровоцированным актом агрессии. Комментарий Остина рисует конфликт более цинично как опосредованную войну между Соединенными Штатами и Россией, развязанную ценой украинской крови.

Во время холодной войны обе сверхдержавы действовали, исходя из убеждения, что “враг моего врага - мой друг”. ССССР поддерживал Северный Вьетнам против Южного Вьетнама и его союзника США. Соединенные Штаты ответили взаимностью, поддержав афганцев во время советского вторжения в 1980-х годах. Мы возродили эту стратегию.

Замечания Остина усиливают путинское описание войны. В день вторжения Путин выступил с речью, в которой подробно описал претензии России к Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО после окончания холодной войны. Эти обиды сводятся к простому утверждению: западные союзники использовали любую возможность ослабить Россию и расширить свою мощь за ее счет.

Большинство россиян принимают путинскую версию событий. После вторжения его рейтинг одобрения вырос с 64,3% до 78,9%. По мере того как санкции ужесточаются, а жертвы растут, эта поддержка может ослабнуть. Воинственные заявления администрации Байдена, однако, помогут ему сохранить свою популярность.

Москва ответила Вашингтону собственной подстрекательской риторикой. Министр иностранных дел Сергей Лавров обвинил Запад в том, что он “подливает масла в огонь” на Украине, заявил, что Россия будет уничтожать оружие, поставляемое НАТО, и предупредил о риске ядерной войны, который, по его словам, “не следует недооценивать”. В своей речи 25 апреля Путин обвинил Запад в попытке уничтожить Россию.

Если стратегический тупик сохранится, война может превратиться, предупреждает профессор Мокайтис, в замороженный конфликт, в котором ни одна из сторон не сможет получить решающего преимущества. Две армии будут сражаться в течение нескольких месяцев или даже лет. Потери обеих армий будут расти, но больше всего пострадают мирные жители. Война уже привела к перемещению 11 миллионов человек - четверти населения Украины. Широкомасштабное разрушение жилья и инфраструктуры на долгие годы поставит эту страну в зависимость от иностранной помощи. Нарушение мировых поставок продовольствия и энергии распространит страдания на другие континенты.

С другой стороны, война может закончиться миром, заключенным путем переговоров. Украина потеряет две отколовшиеся российские республики и Крым, а также сухопутный мост между ними. Это было бы горькой пилюлей, которую нужно проглотить, но поскольку у него мало шансов вернуть территорию, Киев признает свершившийся факт. Украина потеряет Мариуполь, но не Одессу, и ей придется объявить нейтралитет. Россия должна будет признать независимость Украины и вывести войска из некоторых оккупированных районов. Путин мог бы претендовать на своего рода победу, но мир-то знал бы, что Давид победил Голиафа.

Москва, возможно, и не захочет вести переговоры, если увидит шанс на победу на поле боя, но горячая риторика Запада делает мирные переговоры еще менее вероятными. Соединенные Штаты загнали русского медведя в угол. Тыкать в него палкой - плохая идея.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Приглашаю также на мои Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире» и официальный сайт https://www.zhabskiy.ru