Найти в Дзене
Полный улёт ✈️

Олегу "Манагеру" Судакову - 60

В моей жизни не так много людей, которые повлияли на меня настолько, чтобы это привело к неизбежным переменам не только бытового уклада, но и сознания. Одним из таких людей и является Олег Судаков - Манагер. Манагер получил свой псевдоним после нашумевшего концерта "Гражданской Обороны" на первом новосибирском рок-фестивале в ДК Чкалова 12 апреля 1987 года. 25-минутное выступление группы повергло в шоковое состояние и организаторов, и членов жюри, поскольку таких песен от неизвестных омских музыкантов не ждал никто. "А может быть, и не было ничего... а может быть в печах пекли картошку, а в газовых камерах травили мышей...", - песня "Третий рейх" братьев Лищенко была написана задолго до появления книг Юргена Графа на эту тему, да и валом летящие со сцены "Тридцать убедительных доводов в обойме", "Мы сядем на танки, поедем убивать" - всё это и сейчас бы вызвало массу вопросов и споров, а это был 1987 год, когда объявленная перестройка в советском обществе только набирала свои обороты

В моей жизни не так много людей, которые повлияли на меня настолько, чтобы это привело к неизбежным переменам не только бытового уклада, но и сознания. Одним из таких людей и является Олег Судаков - Манагер.

Олег "Манагер" Судаков
Олег "Манагер" Судаков

Манагер получил свой псевдоним после нашумевшего концерта "Гражданской Обороны" на первом новосибирском рок-фестивале в ДК Чкалова 12 апреля 1987 года. 25-минутное выступление группы повергло в шоковое состояние и организаторов, и членов жюри, поскольку таких песен от неизвестных омских музыкантов не ждал никто. "А может быть, и не было ничего... а может быть в печах пекли картошку, а в газовых камерах травили мышей...", - песня "Третий рейх" братьев Лищенко была написана задолго до появления книг Юргена Графа на эту тему, да и валом летящие со сцены "Тридцать убедительных доводов в обойме", "Мы сядем на танки, поедем убивать" - всё это и сейчас бы вызвало массу вопросов и споров, а это был 1987 год, когда объявленная перестройка в советском обществе только набирала свои обороты и организаторам фестиваля отказали в участии безобидных групп "Звуки Му" и "Аукцион", взамен которых и было решено поставить "Гражданскую Оборону" из Омска. Скандал вышел невероятный. Музыкантов тут же вызвали в кабинет начальства и стали распекать за невообразимое представление, пока не появился Олег и, представившись менеджером группы, не огорошил всех цитированием постановлений ЦК КПСС о перестройке и заявлением о том, что их песни неправильно истолковали, не поняв очевидный антифашистский посыл.

С того дня его и звали не иначе как Манагер. В 1989 году в Новосибирске проходят концерты "Гражданской Обороны", где Егор Летов за неимением барабанщика встаёт за барабаны, а Манагер занимает место вокалиста. Эти концерты с атональной игрой на гитаре Дмитрия Селиванова и по сию пору производят сильное впечатление на неподготовленного слушателя.

Гражданская Оборона, Новосибирск, 1989. Необычный состав: Манагер (вокал),  Дмитрий Селиванов (гитара), Егор Летов (барабаны).
Гражданская Оборона, Новосибирск, 1989. Необычный состав: Манагер (вокал), Дмитрий Селиванов (гитара), Егор Летов (барабаны).

В начале 90-х годов, когда "Гражданская Оборона" приобрела всесоюзную популярность, мы искали все проекты, так или иначе связанные с этой удивительной группой, просто завалившей своими альбомами, выходящими по несколько штук в год, чего доселе не было ни у одной из отечественных (а возможно и зарубежных) групп. А проектов была просто масса. "Анархия", "Армия Власова" и "Цыганята и я с Ильича" от Манагера, "Спинки мента" от Чёрного Лукича, "Коммунизм", "Пограничный Отряд Гражданской Обороны", Янка и "Великие Октябри", да что там, сюда же приписывали и тюменскую "Инструкцию по выживанию" после того, как Егор Летов записал одноимённый альбом "Гражданской Обороны", выпустив песни Романа Неумоева, популяризировав его творчество до небывалых высот.

После прослушивания альбомов Манагера у меня не остаётся никаких сомнений - петь и играть на гитаре может каждый, даже не обладая специальными для этого музыкальными знаниями и навыками. Таким образом, в 1991 году и я примыкаю к неудержимой волне сибирского панк-рока, прокатившейся практически по всем республикам СССР.

В 1994 году я попадаю на концерт-акцию "Русский Прорыв" в новосибирском Академгородке, где знакомлюсь с Егором Летовым, наблюдаю сурового Манагера, в зимнем полушубке зашедшего с мороза и сразу прошествовавшего в гримёрку в окружении музыкантов под возгласы молодых панков – "О, Манагер! О, Кузя! О, Джеф! " Егор же остановился и весьма дружелюбно разговаривал со всеми, кто встречал его вопросами на пути.

Тот концерт начинала группа "Родина", Манагер прыгал и пел, энергия со сцены била ключом, после него вышли музыканты "Инструкции по выживанию", но уже без Романа Неумоева, покинувшего конгломерацию "Русского Прорыва" по неафишируемым обстоятельствам. И его песни ещё больше завели уже и без того заведённый зал. "Гражданская Оборона" выступала после долгого перерыва, с новыми песнями, а после концерта была ещё устроена пресс-конференция, посвящённая событиям октября 1993 года, когда был устроен антиконституционный переворот.

Зимой 1999 года в барнаульском ДК БМК состоялся концерт Манагера и Чёрного Лукича. Организатор концерта Евгений Колбашев обратился ко мне с просьбой вписать куда-нибудь после концерта Манагера, поскольку для Лукича у него была приготовлена иная программа отдыха, которую принципиальный Манагер вполне мог разрушить едким словцом. После концерта рядом со мной в ожидании Манагера оказался ещё один человек, Игорян, которому тоже негде было ночевать, и он с надеждой выспрашивал у меня, куда я пойду. В общем, было принято решение идти к Свату, без предупреждения (тогда мобильные телефоны были только у бандитов и коммерсантов). Но Свата не оказалась дома, его жена Ирина накрыла нам стол, постелила и легла спать, ей нужно было утром на работу. Мы же достали купленную по пути в ларьке бутылку водки и стали вечеровать. После третьей стопки Игорян признался - "Олег, а я ведь совсем не понимаю, о чём ты поёшь". На что ничуть не смутившийся Манагер спросил - "А что именно непонятно? В каких песнях? " - "Ни в каких" - Игорян был честен, как всегда. - "Давай попробуем разобрать, к примеру, Армию Власова? " - предложил Манагер. И начал декламировать строчку за строчкой, делая перерыв после каждой и спрашивая - "Это понятно? " На что всякий раз получал утвердительный кивок.

Съеживаясь взмахами усвоенных свобод
Устало раздвигая срепетированный взгляд
Под вымученный страх, да замученную совесть
Невидимый еще, но задавленный врасплох...

Для меня это тоже стало тогда открытием, что, если не прогонять эти строчки под быстрый гитарный ритм, а читать медленно и распевно, то смысл не ускользает за бешеным валом новых смыслов и можно тогда оценить и образность текста, и поэтическую красоту. Но Манагер и не был бы метафизическим поэтом, как его прозвали друзья, если бы не втискивал максимум смысла в свои конструкции витиеватых строк, которые порой и спеть-то сложно, не ломая мелодику песни.

Манагер и Лукич едут в Заринск, 2000. Фото - Евгений Герасимов.
Манагер и Лукич едут в Заринск, 2000. Фото - Евгений Герасимов.

Весной 2000 года я устроил рок-фестиваль "Цветы над обрывом", где собрал лучшие группы Барнаула, Бийска и Заринска, а из Новосибирска были приглашены мэтры сибирского панка - Манагер с Лукичом, и Саня Дух с Рыбой в каске - от молодого поколения. Заринский фестиваль вышел незабываемым во всех отношениях и достоин отдельного описания. В те годы Манагер выступал не так часто, поэтому тогда он ещё не использовал форму разговорного жанра и его песни не перемежались ни вступлениями, ни монологами, а лились на слушателей всё той же волной смысловых нагрузок, что далеко не каждый силился понять и осмыслить.

Манагер и Егор Летов. ДК Чкалова, Новосибирск, 2000. Фото - Оптимист
Манагер и Егор Летов. ДК Чкалова, Новосибирск, 2000. Фото - Оптимист

В том же году в одну из наших встреч в Новосибирске Олег в ходе долгого разговора посоветовал посмотреть фильм "Бойцовский клуб", после чего я буквально заведённый общением с ним, приезжаю в Заринск, нахожу и смотрю этот фильм и пишу мировоззренческое эссе "Уничтожение государства", затем добавляю к нему ещё несколько своих рассказов и печатаю этот сборник в заринской типографии, где прежде печатал только афиши для концертов и фестивалей.

В 2003 году предложил Олегу издать его альбом "Гаубицы лейтенанта Гурубы", он тогда согласовал с Егором, что авторские права на этот альбом принадлежат ему и никаких препятствий к изданию нет. Альбом вышел необычным тиражом - 20 экземпляров - и на сегодняшний день являет собой коллекционный раритет.

5 апреля 2004 года договариваюсь о концерте в новосибирском кафе "Алёна", где ранее уже проводил пару нешумных мероприятий. На сей раз концерт был посвящён Дню русской нации, на него собирается большая тусовка местных и приезжих нацболов, скинов, из Красноярска приезжает группа "Паранойя и Ангедония", после играет Манагер, затем я пою свои песни с музыкантами группы "Путти" и завершают всё очень шумно сами "Путти" во главе с Александром Чиркиным. Во дворе стоит машина с ребятами из ФСБ, которые отслеживают происходящее, даже не скрываясь от бдительных нацболов.

В том же году Манагер начинает записывать альбомы и гастролировать с группой "Родина" по городам и весям не только нашей страны, но и Казахстана, Украины и Беларуси. Всякий раз по возвращению делится впечатлениями от поездок, встреч и знакомств, которых становится в избытке с каждой поездкой. Тогда же начинает писать статьи, публикуя их как в печатных изданиях, так и на интернет-ресурсах. Подсказываю ему завести блог в livejournal, аккаунт ВКонтакте. Но живой журнал не зашёл, ему же нужно уделять время, которого постоянно не хватает. Хотя на момент создания платформы "Русский принцип", в период его пребывания в НБП (ныне запрещённой на территории РФ), было много дискуссий с Романом Неумоевым, на ту пору большим любителем политических дебатов. Увы, идеи "Русского принципа" не нашли отклика и Олег полностью сосредоточился на музыке.

В 2008 году умер Егор Летов, что стало полной неожиданностью для всех, насколько чья-то смерть может таковой являться. Тогда смерть косила многих, обходя стороной самого Егора, и после того, как мы пережили девяностые годы, казалось, что дальше только "долгая счастливая жизнь". Мы поехали на похороны небольшой компанией, но когда приехали, оказалось, что проститься с Егором приехали люди отовсюду. "Летов умер, какая нелепость," - пробормотал Кузьма на поминках, где собрался узкий круг друзей и знакомых. Точнее и не скажешь...

В мае того же года после долгих размышлений и разговоров устроили концерт памяти Егора Летова. Его инициатором был Аркаша Климкин, первый барабанщик "Гражданской Обороны". Собрались те, кто играл с Егором в группе, выступал на одной сцене, был рядом в какой-то период времени на его жизненном пути. Как бы не говорили об этом концерте разного рода критики, он должен был состояться, и в том, что он закончился коллективным пением песни "Сияние", было что-то воистину егоровское - праздничное и волшебное. Со слезами на глазах.

Осенью 2008 года предложил Манагеру сделать совместные концерты в Новосибирске и Академгородке, на что он благосклонно дал согласие. Для меня это было время, когда я решил завязать с концертной деятельностью, а у Манагера это был словно новый виток гастролей, концертов, фестивалей, которые пошли сплошной чередой, давая возможность не устраиваться больше на нелюбимую работу, а зарабатывать исключительно творческой деятельностью. Собственно мы тогда на билетах Метафизического Новосибирского Рокъ-Клуба вместо "цены за билет" писали "поддержка творческой деятельности", что было чётким определением того, на что идут деньги.

Новосибирск, 2008. Фото - Станислав Одаренко
Новосибирск, 2008. Фото - Станислав Одаренко

Что удивительно, чем дальше углубляешься в закоулки памяти, достаёшь оттуда какие-то давно забытые кусочки воспоминаний, кажущиеся столь важными на тот момент, словно пазлы, складывающиеся в большую разноцветную картину, когда вся жизнь казалась чередой непрекращающихся приключений, которым не будет ни конца, ни края. Но когда начинаешь мерить жизнь десятилетиями, то, чем ближе к настоящему времени, тем более обобщёнными выглядят события - и хотя за последние 10-15 лет я неоднократно принимал участие в организации концертов и фестивалей с участием как Манагера, так и друзей-тюменцев, не раз посетивших Новосибирск с концертами, всё это уже кажется не таким весомым и значительным, как было в начале пути. С годами приходит понимание, что по-настоящему важное во всём этом - теплота встреч, радость общения и это не исчезло никуда, а повторяется снова и снова, на каждом концерте, где встречаются старые друзья, появляются новые знакомые, где ощущение праздника продолжается для всех, кто готов его разделять.

Незабываемы и многочисленные беседы с Манагером, всякий раз воодушевляющие на какие-то действия, вопреки постепенному выгоранию на обочине жизни, они не раз помогали увидеть собственный вектор развития, что приводило к новым открытиям и расширению как внешних, так и внутренних горизонтов, и можно испытывать лишь нескончаемую благодарность вдохновителю, который и сам порой не меньше вдохновляется от хороших бесед.

Помимо исполнения песен Манагер ещё изготовляет коллажи, оформляет ими свои альбомы, показывает на выставках для широкой публики, не так давно выпустив два сборника коллажей и книгу стихов и статей "Взаимный гербарий". В 2021 году вышло три альбома с участием Манагера - "Коммунизм", "Цыганята и я с Ильича" и, собственно, "Манагер и Родина", что просто невероятно для творческого человека, но только не для него - энергии ему не занимать, это точно!

В свой 60-летний юбилей Манагер собирает друзей в новосибирском клубе "Уздечка"... Написал и как-то неловко стало... 60? Не 50? Не 40? Не 30? С его-то неудержимой работоспособностью? Даже не верится, что этому парню столько лет, на вид ему и 50 не дашь, разве что волосы будто покрашены в седой цвет, да поубавилось лихой ярости, что била ключом из него в ранние годы. Впрочем, не удивлюсь, если он ещё всем рокерам покажет возрастную планку, зайдя туда, куда пока никто не дохаживал. Возможно, просто потому, что никто не ставил перед собой такой цели - записать по альбому в 80, в 90 и в 100 лет. Потом сделать гастрольный тур, и в 110 ещё один. А дальше, как Бог даст! Вот чего хотелось бы пожелать Олегу в его юбилей – это, прежде всего, здоровья! И творческого задора ещё как минимум на 30 лет! Ведь ты молод всегда настолько, насколько сам себя чувствуешь молодым. Новых горизонтов и открытий!

И обязательно допиши книгу!!!

Можно поздравить юбиляра и так: 4817 7601 4928 9096 карта Сбер. Получатель - Олег Михайлович С.

А вы придёте на концерт Манагера?

-10