Найти тему

6.6. Почему война? Боснийский кризис 1908 г.

(О ПРИЧИНАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)

В 1908 году – Боснийский кризис. Уже 30 лет Австро-Венгрия де-факто оккупирует Боснию и Герцоговину, которая де-юре остаётся провинцией Османской империи. Так было решено на сходке авторитетов европейском конгрессе по итогам русско-турецкой войны. Чтобы никому не обидно было: формально Турции оставили эту территорию, но с условием, что Австро-Венгрия оставляет там ограниченный контингент и будет присматривать за порядком.

Оккупация, надо сказать, не совсем обычная получилась. За прошедшие годы в этом отсталом аграрном крае австрийцы построили «витрину империи», чтоб соседи обзавидовались и захотели присоединиться. В непростой горной местности создана разветвлённая транспортная сеть: железные дороги, шоссе, мосты, тоннели. Основано 138 предприятий, на которых работают более 50 тыс. человек. В 26 городах – центральное водоснабжение. Трамвай в Сараеве пустили на 4 года раньше, чем в столице империи, Вене. Развивается сельское хозяйство, горно-добывающая промышленность. Открываются школы, университеты, больницы. При всём при этом провинция на самоокупаемости.

Сараево, 1900 г
Сараево, 1900 г

Правда, большинство жителей не очень понимают, к чему им все эти европейские ценности и развитой капитализм.

«Культурное состояние Боснии-Герцоговины и по сие время таково, что местное население … не нуждается в шоссированных дорогах, настоящая эксплуатация их – дело будущего… Население соответственно своему культурному уровню предпочитает горные тропы».
Харузин А.Н. «Босния-Герцоговина. Очерки оккупационной провинции Австро-Венгрии», 1901 г., с. 55

Соседи тоже не очень понимают и не спешат влиться в Евросоюз Империю. Ничего, пройдёт каких-то 100 лет, и настроения поменяются.

В общем, в Боснии и Герцоговине австрийцами и венграми сделан дорогой, дизайнерский «евроремонт», а «зелёнки» на эту квартиру нет. И всё бы ничего, так бы все и жили – не тужили, но сначала окрепшие сербы начинают серьёзным тоном заявлять, что «эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе». По-своему они правы: половина жителей провинции – этнические сербы. Потом в Турции происходит госпереворот, поднимают голову демократы-младотурки. Чего от них ожидать – непонятно. Во всех турецких провинциях становится неспокойно. Австро-Венгрия должна срочно внести изменения в документы и переписать эту территорию на себя. По праву сильного. Проявит слабость – рискует потерять все свои инвестиции. 6 октября 1908 года император Франц Иосиф объявляет о присоединении Боснии и Герцоговины к своим владениям и для лучшей аргументации подтягивает войска к границам. Мы здесь строили, строили, теперь готовы своё защитить. Какие вопросы?

Балканы в границах 1908 г
Балканы в границах 1908 г

Вот это номер! Мы так не договаривались. На следующий же день Сербия и Черногория (черногорцы – те же сербы, но только черногорцы) начинают мобилизацию: «Пора вернуть эту землю себе!» Но весовые категории у сербов и австрийцев совершенно разные. Опасно. Задавят. Вот если б кто помог, вступился.

Полгода Европа балансирует на грани войны. Одно дело заявить, что с этого дня данная территория считается частью данной империи, а другое дело, чтоб этот факт признало международное сообщество. Полгода между ведущими европейскими державами идёт торг. Если признаем, что нам за это дадите? Если не признаем, что нам за это будет? Мнение самих боснийцев никого особо не интересует.

Турция на аннексию своей провинции ничем не смогла ответить, кроме как выражением протеста и бойкотом товаров из Австро-Венгрии. В конце концов ей предложили компенсацию в 2,2 млн османских лир (много или мало? как бы то ни было, турки на этом успокоились и отменили санкции, австрийские товары-то нужнее). У России пока нет прямых экономических интересов на Балканах, но важно, чтобы Босфор и Дарданеллы для нас были всегда открыты, в том числе для прохода военных кораблей. Ради этого можно даже аннексию признать, только пусть Австрия поддержит Россию в вопросе о проливах. Австрия на словах что-то такое пообещала, но тут же взяла свои слова обратно.

Вот незадача! Если сейчас забесплатно, молча сдать сербов, нас примут за слабаков, в регионе усилится Австро-Венгрия, подруга Германии, которая дружит с Турцией. И тогда они все вместе смогут держать экономику России за одно место, за проливы то есть. Надо бы сказать своё веское слово, заступиться за «братушек». Но тут из-за спины Австрии выходит молодая крепкая Германия и говорит: или вы публично признаёте, что Босния и Герцоговина теперь входят в состав Австро-Венгрии, или... австрияки щас так сербам наваляют, что мало не покажется. Извини, брат Ники, ничего личного.

Николай II и Вильгельм II
Николай II и Вильгельм II

В этом кейсе отступила Россия. Мы к войне не готовы. То есть совсем не готовы. Поражение от японцев это ярко показало. Мы стараемся, но нужно ещё минимум восемь лет, чтобы создать более-менее адекватный военно-промышленный комплекс и реорганизовать армию. Простите, сербы. И прощайте, проливы.

Хм. Если так продолжать себя вести с зарубежными «партнёрами», с Россией сделают то же, что и с Турцией – прижмут к забору и заставят вывернуть карманы. Поэтому в следующий раз пойти на уступки Россия просто не может себе позволить.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#война #история экономики #конкуренция #рыночная экономика #первая мировая война