«Надо сделать все, чтобы большевистский цикл стал действительно последним в истории государства российского. Россия сегодня имеет уникальный шанс сменить свою социальную, экономическую, в конечном итоге историческую ориентацию, стать республикой "западного" типа».
Е.Т. Гайдар «Государство и эволюция»
Критерием истины является практика.
И в соответствии с этой практикой в современной России и далеко за её пределами очень многие искренне убеждены, что экономика, в основе которой – отказ от частной собственности, плановое управление и стремление к социальной справедливости, такая экономика – обречена.
Посмотрите – в одночасье рухнула Советская империя – это ведь историческая закономерность, доказано жизнью. Почти все страны бывшего соцлагеря, даже если они продолжают называть себя «социалистическими», перешли на рыночные рельсы. Это тоже историческая закономерность!
Всё логично. Ведь рыночная экономика гораздо эффективнее плановой. Принципиально эффективнее, даже теоретически.
Если в стране все отрасли промышленности намертво «связаны одной целью»;
если предприятия внутри каждой отрасли также «скованы одной цепью»;
если фабрики выпускают товары не для людей, а для кем-то придуманного плана, и всегда имеют гарантированный сбыт;
насколько же тогда громоздкой, неповоротливой, косной становится вся эта система!
Если нет частной собственности – значит, нет и частной инициативы.
Насколько же продуктивнее, с каким огромным энтузиазмом будут трудиться люди, если дать выход инициативе частного предпринимательства, если люди будут знать, что работают на себя или на рачительного хозяина, а не на какое-то мифическое «общенародное государство».
Если нет возможности извлекать прибыль, нет резона искать, находить и выпускать именно то, что нужно покупателю. Можно производить что угодно: что сверху укажут, то и производить. Лишь бы план выполнять, да наверх отправлять правильно составленные отчёты.
Дайте людям и предприятиям возможность неограниченного заработка, и они горы свернут, но придумают, создадут, предложат рынку, предложат покупателям именно то, что нужно, самое лучшее!
Если нет конкуренции – значит, нет смысла искать, находить и внедрять в производство новые изобретения. И наоборот, в условиях рынка каждое предприятие не только готово, оно обязано вкладываться в технологические открытия, оптимизировать управление, повышать качество. По-другому не выжить.
«Десять миллионов пошло на изготовление новых электронных зажигалок, но в магазинах по всей стране не было сигарет. В продаже имелись фонарики, но не было батареек; продавались радиоприемники, но отсутствовали радиолампы; можно было купить фотоаппараты, но не было пленки. Людям объявили, что производство самолетов «временно приостановлено». Путешествия по воздуху в личных целях запретили, и билеты резервировались только для миссий «общественной необходимости». Промышленник, отправляющийся в путь для спасения своего завода, не мог сесть в самолет, – это не считалось общественно необходимым; но миссия вылетающего для сбора налогов чиновника была таковой, и он мог улететь туда, куда ему было нужно».
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
В рыночной экономике такого просто не может быть.
В погоне за прибылью частный бизнес непрерывно зондирует новые возможности, следит за появлением новых рыночных ниш, и тут же заполняет их товарами, предлагает новые услуги. Конкуренция и жажда наживы подстёгивают частную инициативу!
При свободном рынке нет и не может быть пустых полок в магазинах. Это в плановой экономике они неизбежны. Как можно точно спланировать, сколько нужно носков, сорочек, плащей, пальто на многомиллионную страну? Какого фасона эти пальто должны быть? Пока всё посчитают, пока спланируют, пока отошьют, этот фасон уже выйдет из моды – никому не нужны такие пальто. А новых, современных нет. На следующую пятилетку запланируют и выпустят миллионы «современных» пальто. А их уже никто не хочет носить, нужны дублёнки. Все несчастны.
В плановой экономике так было есть и будет, обязательно будет – это зашито в генетический код административно-командной системы.
Значит, огромное количество усилий, трудов, капиталов, времени, нервов будет просто уничтожено. Ради чего? Ради того, чтобы где-то какой-то чиновник кому-то отрапортовал, что «хлопка собрано», «угля добыто», «пальто пошито» и сумел подняться на одну ступеньку по карьерной лестнице. Или на две. И увеличить свой номенклатурный паёк. Или хотя бы не получить выговор. Или не попасть в лагерь. Не столь важно. Но это и есть административно-командная система, это и есть социализм! Нам туда надо?
В рынке процветают незаурядные, энергичные, талантливые люди, они там востребованы.
Плановой экономике нужны послушные исполнители, нужны посредственности. Если есть утверждённый государственный план, зачем дёргаться, зачем бороться за качество, снижать себестоимость, внедрять инновации, повышать производительность? Надо просто выполнить, что указано, ну, слегка перевыполнить, чуть-чуть, чтоб и премию получить, и на будущее чтобы план не сильно повысили.
Если же при планировании была совершена ошибка, кто же в этом сознается, и кто ж на это укажет? Кому нужны проблемы? Всё ведь и так работает, как-то идёт сам собой. Куда-то идёт. Не надо трогать, не надо ломать, подстройся и живи. Делай, что говорят, получай, что дают, не высовывайся.
В такой системе тысячи, миллионы ярких, способных, неординарных людей становятся лишними. Их знания, таланты, энергия остаются невостребованными.
Кто не сумел вписаться в этот безумный мир, уходят в дворники и сторожа, заливают тоску дешёвым вином, водкой, гибнут от инфарктов, инсультов, лезут в петлю.
Это – эффективное использование человеческого потенциала? Это – эффективная система?!?!
Самое ценное – ЧЕЛОВЕК, который должен звучать гордо, ЧЕЛОВЕК, ради которого и должна функционировать экономика, ЧЕЛОВЕК, который своей энергией, своим интеллектом, своей жизненной силой заставляет двигаться её шестерёнки, ЧЕЛОВЕК в этом бесчеловечном механизме СТАНОВИТСЯ ЧУЖИМ И НИКОМУ НЕ НУЖНЫМ.
Для чего тогда вообще существует весь этот государственный Левиафан?
Когда хозяйство всей страны организовано как сообщество сотен тысяч независимых конкурирующих предприятий, когда каждое предприятие стремится быть не просто лучше, а ещё лучше, ещё эффективнее – иначе просто не выжить,
тогда каждому предприятию нужно искать и привлекать самых способных, самых одарённых сотрудников, создавать условия для расцвета их талантов.
Когда всеобщая конкуренция заставляет каждого бороться за место под солнцем, когда система буквально вынуждает человека искать и находить у себя те способности и таланты, приобретать те знания и навыки, которые будут востребованы на рынке труда – иначе просто не выжить,
тогда человек на своём рабочем месте не просто может, он обязан раскрывать все свои лучшие качества,
тогда процветает и человек, и предприятие, на котором он работает.
Когда прибыль является не просто циферками в бухгалтерском балансе, не просто показателем отчётности, и даже не индикатором успешности/неуспешности,
когда прибыль есть цель, даже больше – самоцель каждого экономического агента, будь то человек, фирма, корпорация, государство,
тогда и запускается механизм рыночной саморегуляции,
тогда и достигается баланс спроса и предложения, цены и качества.
Именно стремление к выгоде и порождает тотальную конкурентную борьбу.
Но стремление к выгоде должно быть подкреплено гарантиями частной собственности. Никто не будет стремиться зарабатывать, приобретать, накапливать, если потом всё это могут отобрать, национализировать, если потом станут указывать, как этим состоянием можно распоряжаться, а как нельзя.
Когда право частной собственности не просто декларируется конституцией, и даже не просто защищено законом, независимым судом, а
когда собственность – это ценность, почитаемая в обществе, это святая святых, это оценка личности и предприятия, это конечный смысл бытия,
тогда каждый будет бороться за то, чтобы собственность свою преумножить.
Эта борьба приводит к тому, что собственность перераспределяется в пользу самых сильных и приспособленных – тех, кто наиболее эффективно ей управляет. Вся система устроена так, что человек – должен раскрывать свои способности, компания – развиваться, страна – богатеть, человечество – процветать.
Ну вот же он, эликсир всеобщего благоденствия! Всё просто! Только и нужно-то, три основных компонента:
- частная собственность,
- стремление к выгоде,
- конкуренция.
Да, у рыночной экономики есть своя оборотная сторона.
Да, периодически случаются кризисы. Но каждый кризис – это всегда возможность для роста, обновления, очищения экономики. После кризиса всегда наступает взлёт – уже на новом технологическом и организационном уровне.
Да, слабые предприятия будут закрыты, не выдержав конкуренции. Но именно это и позволяет расчистить дорогу новым, прогрессивным, технологичным.
Да, слабые, бесталанные люди будут вытеснены на обочину жизни, займут место на бирже труда. Но наиболее сильные, рьяные, конкурентоспособные останутся. Они и двинут всю экономику, всё общество в целом – на новую ступень.
В общем, дело ясное. Экономика, в которой нет частной собственности, нет погони за прибылью, нет свободной конкуренции, такая экономика в принципе нежизнеспособна. Рано или поздно социализму – капут. Весь мировой опыт говорит об этом.
Поэтому зародилась и окрепла ИДЕЯ: надо скорей-скорей сворачивать этот социалистический эксперимент. Необходимо изъять предприятия из никому непонятной «общенародной» или «государственной» собственности и раздать их в частные руки, в любые, лишь бы частные; через аукционы, через ваучеры, задорого, задёшево, бесплатно, с доплатой – вообще не важно. Добиться тотальной частной собственности любой ценой.
Любой ценой, но частная собственность! Любой ценой, но капитализм! И больше – никакого планирования! Только свободная конкуренция. Рынок сам расставит всё по своим местам. И будет нам счастье. Если что, заграница нам поможет.
«Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё практически невозможно». (см. блок 5.3)
«Что такое приватизация для нормального западного профессора? Для какого-нибудь Джеффри Сакса? Это экономический процесс в ходе которого оптимизируются затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы, переданные от государства в частные руки.
А мы знали, что каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунистов! Дорого, дёшево, бесплатно, с приплатой – двадцатый вопрос. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России – это необратимость. Это – необратимость!
....
Приватизация в России до 97-го года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачу, что мало кто понимал тогда, уж тем более на Западе. Она решала главную задачу – остановить коммунизм. Эту задачу мы решили!»
А.Б.Чубайс «Интервью в самолёте»
https://www.youtube.com/watch?v=WqzgoiTPD5E
И действительно, соцстраны одна за другой стали возвращаться на прежний путь. И заграница, действительно, помогала.
Приходили иностранные корпорации, заполняли своими товарами пустые полки, строили свои сборочные заводы, создавали новые рабочие места. Возвратившимся в лоно рыночной экономики странам вручали валютные кредиты – сколько хотите, только откройте свои рынки, свои ресурсы и не закрывайте больше! С новым укладом вы так преуспеете, что любые проценты легко вернёте.
У могучей заграницы на электронных счетах всегда есть деньги, чтобы дать их в долг.
Но в жизни рыночные рельсы оказались какими-то не совсем гладкими.
Как-то очень быстро куда-то делись устойчивые темпы роста. Видеомагнитофоны, телевизоры и стиральные машины, об увеличении производства которых с такой гордостью докладывал Е.Т. Гайдар ещё в 1992 году, вообще исчезли. Зато на их место прибыли новые, красивые: белые, чёрные, серые – из-за границы. А ещё стали исчезать станки, тракторы, комбайны.
Один за другим закрывались заводы, тысячи заводов, фабрик, предприятий. Кто-то не выдерживал конкуренции с иностранцами, у кого-то не было платёжеспособного спроса – у покупателей в стране просто не было денег, какие-то предприятия погубили умышленно, чтобы расчистить место для других.
А как вы хотели? Конкуренция! Слабый должен умереть.
Умерли целые отрасли.
Практически исчезли инженерная и научная школа, которые в своё время была на высоких позициях в мире. Инженеры пошли в автосервисы, кандидаты наук – в челноки, молодежь – в криэйторы, брокеры, финансисты; там выгоднее.
Зато расцвели сотни вузов, которые за вполне приемлемые деньги продавали почти высшее почти образование и даже учёные степени. Если есть спрос, будет предложение.
Когда с глаз сошла пелена рыночного опьянения, мы вдруг заметили, что помимо «золотого миллиарда» рыночной экономики, сияющей витрины капитализма, есть ещё несколько миллиардов совсем не золотых, чернорабочих. Бедных, нищих, больных. Они живут и жили в рынке всегда, но как-то не задалось.
Да и внутри золотого миллиарда, как оказалось – не всё и не всегда, и не везде такое уж и золотое.
В чём же дело? Что мешает? Рынок есть, а процветания нет. Нас опять обманули?
Оказалось, что у рыночной экономики постоянно проявляются всё новые и новые побочные эффекты, в самых неожиданных местах. Учёные их подробно описывают, придумывают к ним антидоты, получают за это премии им. А.Нобеля, и тут же находят новые и новые «побочки». Многие эти «побочки» уже давно видны невооружённым взглядом, даже неспециалистам.
Оказывается, рыночный механизм не в состоянии «разрулить» очень многие типовые ситуации в экономике.
Оказывается, во многих случаях рынок неэффективен. Даже теоретически. И практика это подтверждает.
Таких ситуаций, таких побочных явлений оказывается настолько много, что всё громче и чаще раздаются голоса, мол, а зачем мы свернули с магистрального пути, указанного Марксом-Энгельсом-Лениным? Давайте опять всё экспроприируем «взад» и снова будем всеобщее благоденствие строить на общественных началах. На этот раз точно должно получиться.
Опять?
А что если камень преткновения – вовсе не в том, какая форма собственности принята: частная или общенародная?
И не в том, каким образом устроены отношения в экономике: через рынок или по плану?
Но в чём тогда?
Попробуем разобраться.
Посмотрим, как работает реальный, а не идеальный «адам-смиттовский» рынок (см. блок 2.4), как ведёт себя эта схема при «расширении температурного диапазона», к чему может привести тотальная конкуренция и погоня за счастьем прибылью.
И ещё, мы же хотели разобраться, что у нас вообще произошло, почему и как рынок у нас отменили, как при этом всё работало, и как его вернули обратно.
Копнём чуть глубже и поглядим на то, что откопаем, под разными углами.
Давайте по порядку.
<<Ранее | Далее>>
Оглавление
#экономика #рыночныеотношения #плановаяэкономика #историяэкономики #девяностые