Есть у русских такой анекдот. Чукча и Геолог собирают на берегу реки камешки. Вдруг появляется белый медведь. Чукча начинает быстро надевать лыжи.
- Бесполезно, – говорит Геолог. – Медведь все равно бежит быстрее.
- Мне не нужно бежать быстрее медведя, – отвечает чукча, – мне нужно бежать быстрее тебя!
Во всех военных союзах есть свои хитрецы, которые в случае опасности готовы бежать от врага быстрее союзников. Например, Румыния и Венгрия во Второй мировой войне. Премьер Великобритании Уинстон Черчилль считал такое положение дел естественным: большие страны ведут себя, как разбойники с большой дороги, маленькие страны как проститутки. Первый инстинкт, – инстинкт выживания, - действует и на уровне наций. Выживание – это основной политический инстинкт. У кого он отсутствует или подавлен принципами, тот сходит с исторической сцены.
Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – говорит Евангелие. Россия помнит, как устроенная союзнической Сербией провокация 1914-го года втянула Россию в войну с Тройственным союзом, закончившуюся гибелью Российской империи. Зачем был тот Союз, который не имел даже общих границ?! По религиозным соображениям. Это православные по вере русские считали, что религия должна объединять. А вот православные болгары обе мировые войны воевали против своих единоверцев. И православные румыны зверствовали в православной Одессе. А сегодня православные народы Европы почти все в НАТО.
Когда речь идет о жизни и смерти, то все становится второстепенным, кроме выживания. Современная Россия это учла, и ее новая политическая доктрина принята с пониманием того, что союзники могут стать противниками. Россия, хотя сама готова прийти на помощь союзникам, как это было в Казахстане в январе 2022-го года, не требует ни от кого жестко следовать своей линии поведения. Почему?
Потому что Россия сегодня не может себе позволить мировое лидерство. Самой бы выжить. Головокружение от финансово-экономического секса с Западом прошло. Пришло осознание, что нас насилуют. Не сегодня пришло, но нужно было оказаться в интересной позе, чтобы взбрыкнуть - Я, мол, не такая!
- Да, ладно? - удивился Запад. - С чего это вдруг?
- А патамушто!
Разумеется, мы четко объяснили партнерам, что они вышли за пределы приличия, но для них наше объяснение звучало и звучит, как блондинкино "апатамушто".
А еще потому, что рычаги воздействия на политику соседей утрачены. Наша страна была не в состоянии управлять общественно-политическими процессами за пределами своего государства. И причин несколько. Первое – это акт между спецслужбами, подписанный после распада СССР, что спецслужбы не будут вести оперативную деятельность на территориях бывших республик СССР. Как управлять, если вы элементарно не представляете себе расклад политических сил? Дипломатия - это не про то. Нужно понимать внутреннюю политическую кухню на генном уровне, так сказать.
Второе – это не решенный национальный вопрос в этих республиках, когда русскоязычное население подвергается разным видам дискриминации. Любая активность России на этом направлении вызовет всплеск русофобии, а управлять политическими процессами без участия русских во власти невозможно. Русских во власти бывших социалистических республик и на кукиш не наберется. Давить боимся. Даже "языковый патруль" в Казахстане остается безнаказанным, чего там уж политических правах?
Третье – это стремление местных элит защитить свои активы от русской олигархии. Батька всем организмом лег на защиту своего кровного, а уж ближе Беларуси у нас нет никого. Ежели уж свои бояться!
Есть еще и четвертое, и пятое, и сто пятьдесят седьмое. Долгое время даже партнеры России по ЕАЭС пытались усидеть на двух стульях. Понятно, что из двух друзей выбирают того, кто богаче. Но если тридцать лет назад, когда формировалась политика этих государств, богаче был Запад, то сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Экономическим лидером стал Китай. И Китай не находится в состоянии конфронтации с Россией. Более того, оба государства являются членами узкого клуба партнеров – ШОС и БРИКС.
Президент Путин еще в период первого газового кризиса с Украиной (2008-го года) говорил, что нам не нужны союзники, которые будут отстаивать интересы России. Нам нужны партнеры, которые будут отстаивать свои кровные интересы, потому что с такими партнерами всегда можно договориться. И в этом случае, разнообразие интересов как раз не помеха, а наоборот попутный ветер в движении к единству. Чем больше разнообразия, тем больше вариантов выбора решений собственных задач. Это ведь так естественно!
Но не для всех. Для тех, у кого хватает ума. Запад глупеет не по дням, а по часам. И теперь вопрос лишь в том, кто из западных «чукчей» быстрее наденет лыжи. Тут только одна заминка – от момента подачи заявки на выход из НАТО, до фактического выхода требуется год времени. Могут не успеть. Так с лыжами на босу ногу и будут прожеваны русским медведем. Так что, лучше не злить!
Что касается "друзей", навостривших лыжи, то куда они уже сбегут? С одной стороны Россия, с другой – Китай. С юга Индия. И все три государства сегодня лидеры мирового движения «за единство в разнообразии», как бы оно не называлось – многополярность, полицентризм, стратегическая автономия или как-то иначе. Правда, есть еще дорога через Северный полюс. Ну, добро пожаловать!
2 мая 2022 г., Москва