Найти тему

Инстинкт? Обучение? Одно без другого невозможно!

Оглавление

Вот мы говорим: инстинкты. Даём им мудрёные и запутанные определения. Иные даже доказывают, что у двуногих без перьев нет инстинктов, потому как наличествует высокоразвитый интеллект. Инстинкты, мол – удел "братьев меньших". Это не просто спорно, это безграмотно. Но "щас не об этом". Мы все замечаем, что даже инстинктивные действия ТРЕНИРУЮТСЯ. Да куда далеко ходить – мы сами и ходить-то учимся. А ведь это один из простейших инстинктов.

...Начну с шокирующего заявления. Правда, кому-то и оно будет уже знакомо. Так вот: если бы щенков, как положено, выводили на прогулку с месячного возраста – они бы не хотели жрать керамзит. Знаете, где впервые появилась рекомендация отсиживать прививочные карантины? В методичке фирмы Mars, производителя шоколадных батончиков, кормов для животных и другой малосъедобной пакости.

Фото с просторов.
Фото с просторов.

Всё дело в том, что именно и только в первом месяце жизни у щенков "включается" #инстинкт распознавания съедобного и несъедобного. А для этого нужно перепробовать много всего такого. Где это можно сделать? Конечно же, на прогулке! Именно там наибольший выбор всего, что может тянуть в пасть щенок. Кстати, это же не-включение инстинкта может быть одной из предпосылок копрофагии.

Но это отнюдь не единственный, а лишь самый яркий (для тех, кто в курсе) пример. Другой пример – имитация садки (полового поведения), часто – с применением хозяйских ног, в трёх-четырёхмесячном возрасте. Об этом знает гораздо больше народу, хотя не все относятся к таким делам правильно.

И таких примеров, если покопаться, можно найти довольно много. Почти все инстинкты – врождённые, закреплённые в генетической памяти, формы #поведения – проходят стадию активации. То же самое происходит, например, и с охотничьими стереотипами, и с отработкой движений, и ещё с великим множеством инстинктивных навыков. Исключение составляют, пожалуй, только жизнеобеспечивающие функции вроде дыхания.

Почему же так получается? Есть очевиднейший постулат #нейрофизиологии о том, что любая активность обеспечивается цепочками нейронов, по которым проходят импульсы. В той же самой нейрофизиологии описаны и свойства нервных узлов (это так условно называется; на самом деле это десять свойств, определяющие проведение импульсов). Из всего этого следует, что готовность к работе того или иного #нервного пути зависит от количества прошедших по нему сигналов к действию. Мы даже придумали для этого специальные термины – мажоранта и миноранта, обозначающие соответственно наиболее или наименее "отработанный" нервный путь.

Причём, если вспомнить ещё одно положение, но уже из другой науки – бихевиоризма, так называемый "поезд Бейтсона" – то нетрудно догадаться, что и для активации каждого из всех этих врождённых, вроде бы, навыков существует своё, строго определённое природой время. Некоторые из них отрабатываются по "круговой системе" – вроде того, как раньше была построена учёба в школе. По мере освоения всё новых знаний и умений необходимые в будущей жизни сложные инстинкты отрабатываются снова и снова.

И опять же, самый яркий тому пример – охотничьи #стереотипы . Приёмам нападения мамашки учат ещё подсосных щенков, а позже, с каждым новым "достижением" в развитии #психики навыки охоты совершенствуются. Кстати, охота – ярчайший пример сверхсложного инстинкта, в котором невозможно обойтись без полноценно развитого #интеллекта . Ведь нужно распознать жертву, оценить её "cost-efficiency" с точки зрения хищника, выбрать (а иногда – и придумать, точнее, сконструировать) способ охоты, а уж только потом его реализовать. Ну, а если жертва поведёт себя не так, как ждёт хищник, то придётся ведь сменить тактику, а то и выбрать другую жертву.

Я описал стратегию охоты очень крупными мазками, в ней есть много более мелких ветвлений. И за каждое отвечает свой навык. Эти #навыки формируются (точнее, мы всё-таки здесь говорим об активации врождённых форм поведения, но их это тоже касается) не одномоментно. Скажем, в первом-втором месяце жизни отрабатывается то, что касается мелочей – в том числе, простейшие движения. Потом, когда #щенок уже умеет их сочетать, наступает этап отработки их выбора. Спустя некоторое время (я пропускаю пару-тройку шагов, чтобы вам было не так скучно) подрастающий щен учится управлять своей активностью. Помните анекдот про курицу: "не слишком ли быстро я бегу"? Зверек должен уметь соразмерять свои движения с необходимостью, иначе он обгонит косулю или, чего доброго, перепрыгнет через неё, вместо того, чтобы вскочить ей на загривок...

И так далее, и тому подобное. Ещё спустя некоторое время и несколько этапов #развития , молодой хищник учится выбирать стратегию в зависимости от поведения объекта охоты. И это происходит в строгом соответствии с тем, какие структуры психики у него активны к этому моменту. И это можно проследить на примере многих других инстинктов, от простейших до самых сложных.

Но вывод из этой истории прост, как грабли, и вечен, как Баальбекская терраса. Для того, чтобы щенок мог полноценно развиваться – в том числе, пользоваться врождёнными стереотипами (а они отнюдь не исчерпываются такими, казалось бы, ненужными в околочеловечьей жизни, как охота!), он должен иметь возможность отрабатывать их. А значит – гулять!!! Карфаген должен быть разрушен! Только прогулки дают возможность полноценного развития щенка. Без них не задействуются очень многие инстинкты – в том числе, совершенно необходимые и в жизни с человеком.




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru , а еще лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist.