Математика – сложная наука, которой посвящено множество часов в школьной программе. Нужна ли она всем школьникам? Стоит ли будущим маркетологам и журналистам изучать интегралы? Предлагаем вам не совсем обычную точку зрения на этот вопрос.
Что дает изучение этой дисциплины, в чем ее смысл и необходимость. Под математикой я понимаю сегодняшний полный курс, который ведет педагог, знающий свое дело.
Место математики в школьной программе
В попытках разгрузить школьную программу, о математике вспоминают довольно часто. В том, что ребенок должен знать арифметику, уметь складывать и вычитать, знать таблицу умножения не сомневается никто. Однако когда речь заходит о формулах сокращенного умножения, доказательствах теорем или косинусах, немало родителей и учителей заговаривают о сокращении программы. Так что вопрос – так ли уж нужна математика в школе, остается открытым.
Место математики в жизни
Мы живем в цифровом мире, где люди развлекаются, консультируются, покупают, продают и платят по счетам с помощью компьютерных программ. Программист будет хорошо оплачиваемой и востребованной профессией еще очень долго. Более того, в области создания программных продуктов работают люди смежных профессий – дизайнеры, сценаристы, SEO-мастера. Пусть им не нужна математика в том же объеме, что и программистам, но школьный курс, для понимания происходящего, необходим.
Не в меньшей степени нужна математика и тем, кто планирует работать в области естественных наук – быть врачом, фармацевтом, строить карьеру в пищевой или химической промышленности. Химия во всех ее проявлениях предоставляет не меньшие карьерные возможности, чем программирование. При этом без знания математики изучать химические реакции невозможно, а значит невозможно получить ни одну из указанных профессий.
Остался последний вопрос – зачем нужна математика гуманитариям? Зачем будущим журналистам, историкам, литераторам, художникам мучить себя формулами и теоремами? Здесь на первый план выходит та составляющая математики, которой специально не учат и которую недооценивают, а именно – логика. В российской школе не приняты дискуссии, нет уроков риторики, и единственный предмет, который может научить ребенка формулировать, аргументировать и защищать свою точку зрения не криком, а логически связной линией фактов – математика.
Почему математика дается сложно?
Многие школьные учителя не помнят о месте математики в жизни, а значит, не могут научить.
Неспособность преподавателя извлечь и показать пользу от нудного доказательства теорем не отменяет того, что эта польза есть. Именно на уроках геометрии ребенок имеет шанс усвоить логику и построение простейших цепочек, которое будет помогать ему всю жизнь – в переговорах, на собеседованиях, в семейных ссорах, в воспитании своих детей, в разработке презентаций и в создании статей. Главное – суметь вовремя это понять и взять нужные знания.
Главная же мудрость математики открывается тем, кто терпеливо разбирается в ее законах. На этой мудрости можно строить партии и государства, только ее надо сначала узнать. Состоит она в том, что в жизни, как и в математической науке, достаточно задать произвольную систему координат, чтобы получить собственный мир. Начальные координаты и несколько аксиом, придуманных создателем этого мира, полностью определят его сущность и законы.
Человек, который это понял, становится неуязвим для манипуляций, агитации, религиозных сект, финансовых пирамид. Он терпелив и терпим, потому что понимает, что мир – это набор таких миров-моделей, и спорить о том, какая лучше бессмысленно, хороша та, что позволяет достичь результатов. Однако чтобы понять эту мудрость, математику надо изучать особенно внимательно.